Глобальный рынок не для нас. Большинство российских предприятий не конкурируют даже друг с другомПочти половина российских предприятий могут заявить, что их товары вне конкуренции. Но совсем не потому, что они производят продукцию высшего качества, а потому, что конкуренты у них отсутствуют физически, выяснила Высшая школа экономики (ВШЭ). Без конкуренции у компаний нет интереса к развитию, и в перспективе их ждет поглощение или банкротство. Это означает, что грядет новый масштабный передел собственности, делают вывод экономисты. Повышение конкурентоспособности российских товаров любимая тема чиновников, которые охотно готовы поддержать рублем отечественного производителя, борющегося с иностранными соперниками. Но исследование ВШЭ показало, что большинство предприятий российской обрабатывающей промышленности пока не только находятся вне глобальной конкуренции, но и не конкурируют даже друг с другом. Более того, предприятия всячески избегают конкуренции, работая в привычной нише и не стремясь достигнуть большего, говорит один из авторов исследования, заместитель директора Межведомственного аналитического центра Борис Кузнецов. Опрос показал, что половина предприятий не считают своими конкурентами зарубежных производителей они ориентированы только на внутренний или еще более узкий региональный рынок: более 30% компаний сбывают большую часть своей продукции потребителям своего же региона. Только у 20% экспорт составляет в выручке 10% и более. Примерно 40% предприятий убеждены, что они серьезно не конкурируют ни с кем. Многие из этих фирм работают в узких рыночных нишах, которые или имеют высокие барьеры для входа, или просто неинтересны для более крупных компаний. Активы достались им со времен приватизации, поставщики и покупатели работают с ними годами, ничего менять в своей жизни им не нужно они просто приспособились к действующим условиям и нашли свою нишу, рассуждает Кузнецов. далее... Светлана Иванова Екатерина Шохина Ведомости |