26.07.2006

Глобальный рынок не для нас. Большинство российских предприятий не конкурируют даже друг с другом



Почти половина российских предприятий могут заявить, что их товары вне конкуренции. Но совсем не потому, что они производят продукцию высшего качества, а потому, что конкуренты у них отсутствуют физически, выяснила Высшая школа экономики (ВШЭ). Без конкуренции у компаний нет интереса к развитию, и в перспективе их ждет поглощение или банкротство. Это означает, что грядет новый масштабный передел собственности, делают вывод экономисты.

Повышение конкурентоспособности российских товаров — любимая тема чиновников, которые охотно готовы поддержать рублем отечественного производителя, борющегося с иностранными соперниками. Но исследование ВШЭ показало, что большинство предприятий российской обрабатывающей промышленности пока не только находятся вне глобальной конкуренции, но и не конкурируют даже друг с другом. Более того, предприятия всячески избегают конкуренции, работая в привычной нише и не стремясь достигнуть большего, говорит один из авторов исследования, заместитель директора Межведомственного аналитического центра Борис Кузнецов.

Опрос показал, что половина предприятий не считают своими конкурентами зарубежных производителей — они ориентированы только на внутренний или еще более узкий региональный рынок: более 30% компаний сбывают большую часть своей продукции потребителям своего же региона. Только у 20% экспорт составляет в выручке 10% и более. Примерно 40% предприятий убеждены, что они серьезно не конкурируют ни с кем. Многие из этих фирм работают в узких рыночных нишах, которые или имеют высокие барьеры для входа, или просто неинтересны для более крупных компаний. Активы достались им со времен приватизации, поставщики и покупатели работают с ними годами, ничего менять в своей жизни им не нужно — они просто приспособились к действующим условиям и нашли свою нишу, рассуждает Кузнецов.



далее...

Светлана Иванова
Екатерина Шохина

Ведомости