27.07.2006

UTAir и «Трансаэро» обошли KrasAir и«ВИМ-авиа»



В первом полугодии десять ведущих российских авиакомпаний перевезли более 10,5 млн пассажиров. Тройка лидеров осталась без изменений: это "Аэрофлот", S7 (бывшая "Сибирь") и "Пулково".
Наибольший рост продемонстрировали компании UTAir и "Трансаэро", вытеснившие из пятерки крупнейших KrasAir и "ВИМ-авиа". По мнению аналитиков, до формирования объединенной компании на базе альянса AiRUnion ждать изменений в верхней части рейтинга не стоит.

Первое место по количеству перевезенных пассажиров сохраняет "Аэрофлот". За шесть месяцев этого года компания перевезла 3,197 млн пассажиров, что всего на 4% больше, чем в аналогичный период 2005 года. По мнению аналитика Rye, Man & Gor Securities Олега Судакова, медленный рост в "Аэрофлоте" частично компенсируется более быстрым ростом "дочек". Перевозчик передал дочерним компаниям часть своих маршрутов и парка воздушных судов. Как сообщили "Бизнесу" в компании, главным событием этого года стало вступление авиакомпании в международный альянс SkyTeam. За счет удобных стыковок и общей бонусной системы "Аэрофлот" может привлекать новых пассажиров. Из новых направлений самым заметным стал выход перевозчика на линию Москва-Красноярск-Москва. После многолетних переговоров "Аэрофлоту" удалось разрушить существовавшую там монополию AiRUnion. По сообщению пресс-службы, на этих линиях наблюдается высокая загрузка.

S7 Airlines сохранили второе место по числу пассажиров и выросли в первом полугодии на 26,8%. По словам пресс-секретаря S7 Ильи Новохатского, в основном рост произошел за счет сглаживания сезонности и увеличения частотности на основных линиях: Москва-Новосибирск, Челябинск, Сочи.

С начала года было открыто и несколько новых линий, в том числе Москва-Самара, Хабаровск, Пермь и пять направлений из Челябинска.

Лидером роста в первом полугодии стала авиакомпания "Трансаэро", увеличившая количество пассажиров на 44%. По сравнению с прошлым годом компания переместилась с седьмого на пятое место. В "Трансаэро" это объясняют расширением парка, который пополнился двумя Boeing 747 и Boeing 737. Коэффициент загрузки рейсов вырос на 12%. С начала года "Трансаэро" открыла новые направления, в частности из Москвы в страны Юго-Восточной Азии и Торонто.На этих рейсах наблюдается высокая загрузка. Рост пассажиров обусловлен также использованием на ряде направлений более вместительных самолетов Boeing 747. По мнению аналитика "Центринвеста" Михаила Ганелина, "Трансаэро" сейчас развивается комплексно, и на регулярных, и на чартерных рейсах. По словам аналитика, компания верно сделала ставку на дальнемагистральные маршруты и чартеры. "Заметный прирост дают и рейсы из Санкт-Петербурга, открывшиеся в этом году",- говорит аналитик.

Одним из лидеров роста стала и авиакомпания UTAir, которая по итогам полугодия замкнула пятерку лидеров. По словам Михаила Ганелина, компания постоянно демонстрирует рост, открывает рейсы в самых разных направлениях и, несмотря на старые самолеты, остается эффективной.

Наименее удачным этот сезон стал для "ВИМ-авиа". Перевозчик показал отрицательную динамику по сравнению с прошлым годом, сократив число пассажиров на 27,7%. Существенное ухудшение производственных показателей в компании объясняют в первую очередь временными проблемами с парком воздушных судов. Несколько самолетов проходили плановые работы, а четыре дополнительных лайнера, которые планировалось использовать в этот период, поступили в эксплуатацию в позднее, чем ожидалось. Но у компании сократился и коэффициент загрузки пассажирских кресел: 73,8% против 92,6% в прошлом году.

По словам Олега Судакова, если проблемы с парком окажутся временными, а не системными, то можно ожидать возвращения пассажиров и роста этого показателя в будущем. Пока же часть пассажиров "ВИМ-авиа" перешли к "Трансаэро", для которой с начала года сложилась благоприятная ситуация. Египетские власти "открыли небо" для иностранных перевозчиков, а Испания увеличила количество российских авиакомпаний, имеющих право выполнять регулярные рейсы в эту страну. Сейчас "Трансаэро" начинает переводить некоторые чартеры в статус регулярных.

"Именно регулярные авиаперевозки позволяют предоставлять лучшие стандарты сервиса и наиболее полный набор услуг, включая продажу авиабилетов в широком ценовом спектре",- говорят в компании. По мнению Олега Судакова, регулярные рейсы к тому же более рентабельны. "Если они предложат выгодные условия, пассажиры, пришедшие за эти полгода, могут остаться",- говорит Олег Судаков.

Авиакомпания KrasAir, не показавшая роста в первом полугодии, покинула пятерку. Однако другие члены альянса AiRUnion оказались более удачливыми, чем его лидер. В итоге компании, входящие в объединение, перевезли 1 380 078 человек, продемонстрировав рост 4%. По этому показателю альянс в целом занимает третье место после "Аэрофлота" и S7.

Лидером в рамках AiRUnion по росту пассажиров стали "Домодедовские авиалинии".

Как пояснили в пресс-службе AiRUnion, наибольший рост произошел за счет оптимизации маршрутной сети в рамках альянса и обеспечения удобных стыковок, а также за счет отказа от использования устаревшей техники. Значительный рост обеспечен и за счет открытия новых направлений, в том числе полетов из Москвы, Красноярска и Иркутска в Пекин. Полеты начались только с июня, но рейсы выполняются с хорошей загрузкой. Это лишь первый этап выхода альянса на рынок Юго-Восточной Азии. Со следующего года планируется открытие направлений Шанхай и Бангкок.

По мнению аналитиков, в ближайшее время картина в рейтинге ведущих перевозчиков меняться не будет. UTAir и "Трансаэро" не удастся догнать "Пулково". Дело в том, что с осенне-зимнего расписания "Пулково" и ГТК "Россия" будут летать под единым флагом, что позволит объединенной компании надолго сохранить третье место. Вероятно, до тех пор, пока на базе AiRUnion не будет создана еще одна объединенная компания, которая сразу займет третье место в рейтинге крупнейших отечественных перевозчиков.

АННА БАЖИНА

Деловая газета "Бизнес"