28.07.2006

Долевое строительство ударило по классифайду



Вчера голландская издательская компания Trader Media East (TME), выпускающая в России газеты "Из рук в руки", "Работа сегодня" и журнал "Оптовик", подвела итоги первого полугодия 2006 года. Из ее отчета следует, что столичный рынок рекламно-информационных изданий переживает кризис: выручка TME в Москве за отчетный период снизилась на 9,7%. Участники рынки объясняют падение стагнацией на рынке московской недвижимости.

Бизнесом TME в России, странах СНГ и Балтии управляет ИД "Пронто-Москва". Он обеспечивает компании более 70% всей выручки: более $70 млн в первом полугодии, из них на Москву пришлось $30,9 млн. Снижение выручки ИД в Москве началось в 2006 году. Так, в первом квартале 2006 года она сократилась на 10,7%, а во втором – на 8,9%. Бизнес "Пронто-Москвы" в российских регионах и сопредельных странах был, наоборот, успешным: в первом квартале выручка выросла на 24,3%, во втором – и вовсе на 31,9%. В итоге за все первое полугодие выручка TME в России и ближнем зарубежье увеличилась на 7,8%.

Объемы рекламы в Москве сокращаются не только у "Пронто-Москвы", но и в других рекламно-информационных изданиях. Например, по данным TNS Gallup AdFact, в первом полугодии на 6% снизился объем рекламы у газеты "Экстра М Юг" и на 8% – у еженедельника "Товары и цены". Главной причиной кризиса на рынке в "Пронто-Москве" называют стагнацию на рынке недвижимости, которую спровоцировал вступивший в силу еще в апреле 2005 года закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости". Он защитил права дольщиков, но сделал запуск новых объектов невыгодным. "По различным оценкам, предложение со стороны застройщиков снизилось за год на 30-40%. Соответственно, они стали меньше давать рекламы,– объясняет гендиректор 'Пронто-Москвы' Леонид Макарон.– В московском выпуске газеты 'Из рук в руки' доля этих рекламодателей была высока – до 50% от всех рекламных бюджетов". Снижение рекламной активности компаний, занимающихся недвижимостью, подтверждает и шеф-редактор еженедельника "Недвижимость и цены" (ИД "Деловой мир") Татьяна Асатурова. По ее словам, в этом году заметно снизилось количество как модульной рекламы, так и строчных объявлений. В регионах закон о долевом строительстве не имел таких печальных последствий для рекламно-информационных изданий. "В региональных рекламно-информационных изданиях реклама недвижимости занимает незначительную долю",– утверждает Олег Хрипунов, заместитель председателя совета директоров компании "Интермедиагруп", выпускающей газету бесплатных объявлений "Ва-Банкъ".

Фондовый рынок отреагировал на публикацию отчета TME падением котировок ее глобальных депозитарных расписок (GDR; равна одной акции). На момент закрытия торгов на Лондонской фондовой бирже цена GDR снизилась более чем на 5% – до $7,7. На снижение котировок повлияло также и то, что наряду с Москвой отрицательную динамику второй квартал подряд показывает и венгерское подразделение TME, где также стагнирует рынок недвижимости. Напомним, что GDR компании падают с начала этого года. В марте, когда TME подвела итоги 2005 года, ее GDR за один день подешевели на 23%. Незавидные финансовые результаты TME в Москве, по мнению некоторых экспертов, могут снизить стоимость бизнеса ИД "Экстра М Медиа". Сейчас эта компания ведет активные переговоры о продаже бизнеса с группой "Промсвязькапитал" (управляет газетами "Труд", "Аргументы и факты"). Однако президент группы "Промсвязькапитал" Павел Хохряков вчера заявил Ъ, что финансовые результаты TME в Москве никак не отразятся на сделке. В самом ИД "Экстра М Медиа" утверждают, что кризиса на московском рынке рекламно-информационных изданий нет. "Наш продукт отличается от изданий 'Пронто-Москвы' и по способу распространения, и по структуре рекламодателей,– заверил Ъ гендиректор и совладелец ИД 'Экстра М Медиа' Александр Каверзнев.– Наш бизнес развивается вполне успешно".

СЕРГЕЙ Ъ-СОБОЛЕВ

КоммерсантЪ