31.07.2006

Wal-Mart отступил из Германии



В минувшую пятницу крупнейший в мире ритейлер – американская Wal-Mart объявила об уходе с рынка Германии. Все 85 магазинов, которые Wal-Mart успела открыть за восемь лет работы в этой стране, компания продала своему основному конкуренту на рынке Германии – Metro Group. Теперь в Wal-Mart намерены сделать ставку на развитие на рынках Китая и стран Центральной и Южной Америки, где розничная концепция ритейлера реализуется более успешно.

В общей сложности к Metro Group перешло 85 магазинов Wal-Mart, в которых работает свыше 11 тыс. человек , их оборот составляет €2 млрд в год. Сумму сделки ни в Wal-Mart, ни в Metro не называют, отмечая лишь, что 19 гипермаркетов Wal-Mart приобретены в собственность, остальные – на правах аренды. Теперь на выкупленных торговых площадях в Metro Group планируют открыть свои гипермаркеты Real.

Причиной ухода Wal-Mart с немецкого рынка заместитель председателя правления Wal-Mart Майкл Дьюк назвал "существующую деловую конъюнктуру Германии", при которой компании стало трудно работать на местном рынке. Эксперты конкретизируют, что, выйдя на немецкий рынок в 1998 году, купив две местные розничные сети Interspar и Wertkauf, Wal-Mart столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны дивизионов Metro Group, а также дискаунтерных сетей Aldi и Lidl. По оценкам экспертов, ежегодно потери американского гиганта на этом рынке составляли $100 млн (точных цифр по отдельным рынкам Wal-Mart не публикует). Кроме того, у Wal-Mart возникли сложности во взаимоотношениях с местными профсоюзными организациями. Профсоюзы настаивали на принятии сотрудников Wal-Mart в свои ряды, что в целом противоречит мировой практике крупнейшего ритейлера. Это уже второй уход Wal-Mart с национального рынка. В мае американская сеть покинула Южную Корею, продав там 11 своих магазинов конкуренту. Многолетние попытки Wal-Mart сделать свой южнокорейский бизнес прибыльным также окончились неудачей. По мнению маркетологов, крупный розничный формат с которым в Южную Корею пришел Wal-Mart, так и не смог стать популярным на корейском рынке.

Аналитики отмечают, что, несмотря на эти неудачи, массовой распродажи иностранных подразделений Wal-Mart ждать не стоит – на иностранных рынках в прошлом году оборот Wal-Mart составил $56,3 млрд, что на 18% больше, чем годом ранее. В самой компании также отмечают, что по-прежнему всерьез заинтересованы в экспансии на зарубежные рынки. После продажи магазинов в Германии ритейлер уже заявил, что в компании намерены сосредоточиться на укреплении своих позиций в Китае, в Центральной и Южной Америке.

АЛЕКСАНДРА Ъ-СИМОНЕНКО

КоммерсантЪ