31.07.2006

Игорь Есиповский сошел с конвейера. Генеральный директор АвтоВАЗа уходит в отставку



Как стало известно Ъ, гендиректор ОАО АвтоВАЗ Игорь Есиповский написал заявление об уходе. Завтра его отставку рассмотрит совет директоров предприятия. По сведениям Ъ, уход господина Есиповского – следствие существенных разногласий топ-менеджеров АвтоВАЗа по поводу стратегии развития компании. Уход с АвтоВАЗа Игоря Есиповского, скорее всего, повлечет за собой продажу крупного пакета акций завода западному автоконцерну, против которой выступает гендиректор.

Как сообщил Ъ источник на АвтоВАЗе, в субботу Игорь Есиповский написал заявление об уходе с поста гендиректора завода. Отставка будет рассмотрена советом директоров АвтоВАЗа во вторник. "Вероятность, что она будет одобрена, достаточно высока. Исполняющим обязанности гендиректора станет нынешний замгендиректора по технической политике Максим Нагайцев",– утверждает собеседник Ъ. Глава совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков в субботу не подтвердил и не опроверг Ъ информацию о возможной отставке Игоря Есиповского. "Все комментарии я смогу дать только после совета директоров",– пообещал господин Артяков. Получить комментарии господ Есиповского и Нагайцева не удалось. По словам собеседника Ъ, Игорь Есиповский написал заявление об уходе из-за конфликта со своим первым замом Александром Прониным, который курирует на АвтоВАЗе два ключевых направления – разработку стратегии и сбыт автомобилей. По обоим направлениям Игорь Есиповский разошелся с господином Прониным диаметрально противоположным образом.

Стратегия развития АвтоВАЗа должна быть к готова к осени. Однако за месяц до ее появления так и не решен вопрос, останется ли АвтоВАЗ "национальным флагманом", который будет самостоятельно разрабатывать новые модели, или крупный пакет акций завода, вплоть до контрольного, может быть продан иностранному автоконцерну. По словам источников Ъ, на втором варианте настаивает Александр Пронин, который, в частности, выступает за продажу крупного пакета АвтоВАЗа французскому автоконцерну Renault с передачей последнему оперативного управления заводом. Однако Игорь Есиповский выступает против прямой продажи, поскольку, по словам собеседника Ъ, нельзя предугадать, как иностранцы реструктурируют предприятие. "Сколько бы Renault ни просили акций в АвтоВАЗе, этот вопрос не стоит на повестке дня",– заявил господин Есиповский неделю назад.

В вопросе сбыта господа Есиповский и Пронин разошлись во взглядах относительно концепции создания торгового дома АвтоВАЗа. Решение о его создании было принято еще в мае (см. Ъ от 4 мая), но еще не решено, каковы будут его функции. По сведениям Ъ, Игорь Есиповский считает, что торговый дом должен заниматься исключительно сбытом автомобилей АвтоВАЗа и получать за это комиссионные выплаты. Господин Пронин, в свою очередь, убежден, что торговый дом помимо сбыта может взять на себя снабжение АвтоВАЗа, то есть поставки ему автокомпонентов. При этом не исключено, что торговый дом даже сможет предъявлять АвтоВАЗу претензии по качеству поставляемых ему автомобилей.

Игорь Есиповский же стремится урезать полномочия торгового дома по одной причине: уже сейчас ясно, что он не будет ему подотчетен. Господин Есиповский даже не вошел в совет директоров торгового дома, а господин Пронин там присутствует. Планируется, что управлять торговым домом будет создаваемая сейчас управляющая компания АвтоВАЗа (УК). Ожидается, что первым замгендиректора УК станет господин Пронин. "Таким образом, господин Есиповский оказался в патовой ситуации: сбыт автомобилей, распределение финансовых потоков и снабжение замыкаются на одной структуре, которая в любой момент может еще и предъявить заводу претензии,– отмечает собеседник Ъ.– В такой ситуации невольно положишь на стол заявление". Почему заявление на стол положил начальник, а не его подчиненный, собеседник Ъ не пояснил, уточнив лишь, что "у господина Пронина серьезная поддержка в органах власти". Связаться с самим господином Прониным не удалось.

Отметим, что еще в середине июля, когда впервые стало известно о конфликте господ Есиповского и Пронина (см. Ъ от 19 июля), речь шла если не об увольнении Александра Пронина, то как минимум об урезании его полномочий на АвтоВАЗе. До этого, по словам источников Ъ на предприятии, между топ-менеджерами было полное взаимопонимание. В частности, летом господин Есиповский собирался покинуть АвтоВАЗ для лоббирования его интересов в органах власти, и Александр Пронин должен был стать его преемником.

Нынешний преемник Игоря Есиповского в лице господина Нагайцева, по словам собеседника Ъ, не поддерживает идей Александра Пронина, однако это не важно. Если совет директоров поддержит отставку Игоря Есиповского, это будет означать, что все ключевые вопросы на АвтоВАЗе (сбыт, распределение прибыли, связи с госорганами) окончательно отойдут Москве – Владимиру Артякову, Александру Пронину и главе торгового дома Владимиру Литвину. А Максиму Нагайцеву, который останется в Тольятти и которого называют хорошим техническим специалистом, останутся исключительно производственные вопросы. Дальнейшую судьбу АвтоВАЗа в случае ухода господина Есиповского источники Ъ на предприятии предсказать не берутся. Не исключено, что акции завода все же будут проданы иностранному автоконцерну. По неофициальной информации, Александр Пронин уже заручился поддержкой высокопоставленных чиновников Минэкономразвития в подобного рода сделке.

ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ

КоммерсантЪ