31.07.2006

Греф не проникся планами группы СОК



Группа СОК хочет выпускать автомобиль класса С собственной разработки, на создание которого необходимо $1,5 млрд. Гендиректор "Иж-авто" Михаил Добындо попросил господдержки на осуществление проекта у главы Минэкономразвития Германа Грефа, однако министр в ней отказал, как и ранее АвтоВАЗу. По мнению аналитиков, решение Грефа было прогнозируемо, а создать собственную конструкцию СОК будет нелегко.

Как сообщил "Прайм-ТАСС" со ссылкой на гендиректора "Иж-авто" Михаила Добындо, в августесентябре завод планирует подписать соглашение с Kia по выпуску третьей модели - внедорожника Sorento. Сейчас на входящем в группу СОК заводе в режиме промсборки выпускается седан класса C Spectra, а в конце этого года начнется производство модели класса B Rio. Базовая цена Sorento составит около $30 тыс., а производственная мощность - 7-8 тыс. автомобилей в год. "При такой цене обновленный Sorento может стать бестселлером рынка",- отмечает директор по поставкам группы "Автомир" Игорь Кроливец. По данным "Бизнеса", Sorento может стать не последней моделью Kia на "Иж-авто": рассматривается возможность выпуска и других моделей.

В то же время "Иж-авто" планирует не только заниматься лицензионной сборкой, но и разработать собственную модель. Как передает "Прайм-ТАСС", Михаил Добындо в пятницу доложил главе Минэкономразвития Герману Грефу о планах по созданию собственной платформы класса C, на которой может быть построено несколько автомобилей: седан, хэтчбек, универсал и микровэн. Предполагаемые инвестиции в проект - $1,5 млрд, из которых $250 млн должны пойти на развитие производства компонентов. Добындо обратился к Грефу с просьбой о господдержке проекта, однако глава Минэкономразвития в ней отказал, заметив, что завод должен искать кредитные ресурсы или рассматривать возможности для IPO. В группе СОК не стали комментировать этот факт.

Напомним, ранее с аналогичной просьбой к государству обращался АвтоВАЗ. Роспром предлагал выделить автозаводам из бюджета $2 млрд на нужды НИОКР и $3 млрд в виде госгарантий по кредитам.

Однако Минэкономразвития заблокировало выдачу денег автопрому по целевой программе, а заявку в инвестфонд менеджмент АвтоВАЗа обещает подать осенью.

Аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго не удивляется отказу Грефа: "Логичнее было бы дать денег АвтоВАЗу, который контролируется ФГУП "Рособоронэкспорт", а не группе СОК - частной и не очень прозрачной компании". По его мнению, самостоятельно справиться с проектом компания не сможет. "Об IPO группы СОК говорить рано, кредитные ресурсы будут для нее не самыми дешевыми в силу невысокой прозрачности, а самостоятельно инвестиции в $1,5 млрд СОК не осилит",- говорит Шаго. Александр Жуков из ИФК "Метрополь" сомневается, что "Иж-авто" удалось бы создать собственный автомобиль даже при господдержке. "Если уж АвтоВАЗ столкнулся с проблемами при создании собственных моделей, а группа ГАЗ покупает лицензии, то "Иж-авто" вряд ли сможет в одиночку сделать такой проект",- считает он.

Аналитик ИК "Центринвест" Геннадий Суханов не исключает, что стремление производить собственный автомобиль вызвано желанием владельцев СОК защититься от возможного поглощения АвтоВАЗом. По его мнению, чем успешнее будет СОК на автомобильном рынке, тем меньший интерес он будет представлять для АвтоВАЗа.

от миллиарда и больше

Разработка и постановка новой модели требует от производителя значительных средств. Так, сумма инвестиций Toyota и концерна PSA Peugeot Citroen в подготовку к выпуску трех моделей на единой платформе - Citroen С1, Peugeot 107 и Toyota Aygo, включая затраты на НИОКР и запуск проекта, составила около $1,3 млрд. Немного дешевле обошлась французской компании Peugeot разработка Peugeot 307- $1,1 млрд.

При этом затраты для постановки на конвейер люксового и недорогого автомобилей отличаются незначительно. Так, разработка платформы Х-90, на основе которой построен Renault Logan, обошлась Renault в 360 млн евро. Постановка на производство только в России потребовала 230 млн евро, а общие инвестиции в проект Logan составили около 1 млрд евро. Примерно в такую же сумму обошелся General Motors новый Opel Astra. При этом о схожих цифрах в 1 млрд евро заявляет и Porsche, который инвестирует эту сумму в постановку на конвейер новой люксовой модели - четырехдверного купе Panamera, выход которого на рынок запланирован на 2009 год.



ОЛЬГА САМОФАЛОВА

Деловая газета "Бизнес"