01.08.2006

Крупный калибр с дальним прицелом



Группа ГАЗ, уже отметившаяся привлечением иностранных топ-менеджеров, заполучила в свою коллекцию обладателя одного из самых громких имен из всех западных управленцев, когда-либо работавших на российские компании. Управлять первым зарубежным активом ГАЗа - британским заводом легких коммерческих грузовиков LDV - призван бывший президент европейского отделения Ford и директор Maserati Мартин Лич. В группе отмечают, что в перспективе он может стать управляющим европейских активов ГАЗа, а сам Лич не исключает, что войдет в правление или совет директоров группы.
Вчера группа ГАЗ объявила о закрытии сделки с британским производителем легких коммерческих автомобилей LDV: российский производитель через 100-процентную "дочку" GAZ International стал владельцем завода в Бирмингеме. Сумму сделки на ГАЗе не раскрывают, отмечая, однако, что она будет обнародована в финансовой отчетности группы по МСФО. Должность председателя совета директоров LDV Holdings получил Мартин Лич, бывший руководитель европейского Ford.
Лич - не первый иностранный менеджер в автомобилестроительной корпорации Олега Дерипаски: председателем правления группы ГАЗ является швед Эрик Эберхардсон, выходец из Volvo Trucks, а финансовым директором недавно был назначен Дэвид Эггерс, пришедший из Ford. Но менеджеров такого калибра, как Мартин Лич, в российском автопроме до сих пор не было. Лич долгое время работал в корпорации Ford, где дослужился до должности президента и главного операционного директора европейского отделения концерна - он занимал ее с 2002-го по 2004 год. После этого Лич год проработал главным исполнительным директором Maserati. "Мне в данном случае неважно, как выглядит мой послужной список,- комментирует свою карьеру Мартин Лич.- Я могу позволить себе заниматься тем, что мне интересно. У группы ГАЗ очень большие перспективы на международном рынке, и это отличная возможность проявить себя".
"Мы познакомились с Мартином Личем год назад, когда стали сотрудничать с консалтинговой компанией Magma, которую он возглавляет. Она была одним из наших консультантов по сделке с LDV",- сказал "Бизнесу" Эрик Эберхардсон. По его словам, в группе не исключают, что Лич в дальнейшем будет работать и над другими европейскими проектами компании и может стать управляющим европейского отделения. Вместе с Личем из Magma в группу ГАЗ перешел руководитель департамента стратегии Стив Янг, который ранее работал в British Leyland, Ford, а также в консалтинговой компании A.T.Kearney. В LDV он займет пост генерального директора.
"Я знаком с группой ГАЗ уже больше года - именно тогда прошли наши первые переговоры с Олегом Дерипаской",- заявил "Бизнесу" Лич. По его словам, он присматривался к группе на протяжении нескольких месяцев, и ему в первую очередь понравилась амбициозность менеджмента. "Они четко ориентированы на развитие бизнеса, как в России, так и на международном уровне. Мы нашли общий язык",- сказал Лич.
"Приход западного управленца, который занимал ранее высокие посты президента и операционного директора, разбирающегося как в продажах, так и в производстве автомобилей, будет способствовать серьезному усилению группы ГАЗ",- полагает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. "Было бы очень странно, если бы они поставили управлять LDV российского менеджера, пусть даже с опытом работы в Европе",- добавляет аналитик ИК "Центринвест" Геннадий Суханов.
"Привлекая иностранного менеджера, ГАЗ в данном случае стремится повысить эффективность нового зарубежного актива",- уверена аналитик ИК "Финам" Наталья Кочешкова. По ее словам, для приглашающей иностранного менеджера компании важен опыт и контакты, которые имеет новый управленец.
Сейчас в совет директоров группы ГАЗ входят два иностранца: помимо Эберхардсона, пост независимого директора занимает Ханс Гюнтер Боллиг, бывший руководитель автомобильной практики A.T.Kearney. Не исключено, что Мартин Лич также войдет в совет директоров или в правление группы. "Вопрос о моей позиции в группе ГАЗ решится в ближайшее время",- сказал он.

РОМАН ГУЛЯЕВ
ИВАН МАЦАРСКИЙ
ОЛЬГА САМОФАЛОВА

Деловая газета "Бизнес"