02.08.2006

Иностранцы получат 90% рынка страхования жизни



"Дочка" одного из крупнейших мировых страховщиков Аce получила лицензию Росстрахнадзора на страхование жизни. Теперь в России представлены три крупнейших мировых страховщика, лидирующих в этом сегменте мирового рынка,- AIG, Aviva и Ace. Эксперты Deutsche UFG полагают, что российский рынок "жизни" будет поделен иностранными компаниями, которые будут собирать до 90% премий в этом сегменте.

Иностранные страховщики работают на российском рынке страхования жизни более десяти лет. Первой в 1994 году на рынок вышла крупнейшая страховая группа мира AIG. А в последнее время западные игроки все больше интересуются этим рынком. В марте этого года на рынок вышел крупнейший британский страховщик Aviva, этой осенью продавать полисы "жизни" начнет совместная компания, принадлежащая австрийской Wiener Stadtische и Московской страховой компании. А в июле Федеральная служба страхового надзора (ФССН) выдала лицензию компании "Эйс жизнь страхование" - "дочке" бермудской страховой группы Ace Group (также планирует начать работу осенью).

До того как новое руководство ФССН во главе с Ильей Ломакиным-Румянцевым активизировало борьбу с "серым" бизнесом страховщиков, страхование жизни использовалось в основном российскими компаниями для организации налогосберегающих схем для корпоративных клиентов.

По словам Ломакина-Румянцева, национальные страховщики и сейчас доминируют в страховании жизни. "Рано судить, изменится ли эта тенденция, ведь рынок "жизни" окончательно сформируется через пятьшесть лет",- сказал он "Бизнесу". Однако другие эксперты уверены, что за несколько лет страхование жизни перейдет под контроль западных групп.

По данным ФССН, сборы всех компаний по страхованию жизни в прошлом году составили 25,3 млрд руб.

(более $880 млн). Лидерами стали "Трансгарант" (доля 19,5%), Национальная страховая группа (10,8%), "РЕСО-гарантия" (8,8%), "Согаз-жизнь" (6,5%) и AIG Life (4,6%). Однако эксперты считают, что без учета схем сборы составили всего $215 млн.

По оценкам аналитика Deutsche UFG Илана Рубина, в ближайшие десять лет рынок страхования жизни будет ежегодно прирастать на 30-40%, и к 2016 году его размер превысит $8 млрд. При этом уже через пять лет не менее 90% премий в этом сегменте будут собирать иностранныестраховщики.

"Их репутация дает больше уверенности в надежности компании",- поясняет Рубин.

Первый заместитель гендиректора РОСНО (47,4% принадлежит Allianz) Владимир Гурдус говорит, что сейчас при продаже полисов страхования жизни больше работает национальный брэнд РОСНО. "Хотя около 25% клиентов реагируют на наличие немецкого Allianz в капитале страховщика",- отмечает он и надеется, что компания по страхованию жизни, которой владеет РОСНО, останется в лидерах рынка. Гендиректор общества страхования жизни "Россия" Маргарита Хорунжая также не исключает, что на иностранные компании будет приходиться более 50% этого бизнеса, ведь они "располагают огромными средствами, которые вкладывают в развитие". При этом она отмечает, что иностранцы часто "приходят с технологиями", которые неприменимы в России, а российские страховщики "лучше понимают отечественный менталитет и смогут успешно конкурировать за счет этого". Гендиректор российской "дочки" Aviva Андрей Дубинин называет прогнозы Deutsche UFG оптимистичными. Но если иностранцы продолжат активно выходить на рынок, а также завоевывать его через покупку существующих компаний, рынок будет развиваться по такому сценарию, соглашается он. А заместитель гендиректора "РЕСОгарантии" Игорь Иванов уверен, что рынка хватит всем.

"Сейчас у отечественных компаний больше филиалов, агентов, и доверие к ним у населения выше. Если иностранцы начнут превалировать, национальные страховщики могут перевести бизнес в регионы, куда западные компании придут нескоро",- прогнозирует он.

АЛЕКСАНДР КАДУШИН

Деловая газета "Бизнес"