04.08.2006

Жертвы Голливуда. Почему многие старые кинотеатры используются не по назначению



На кино в России зарабатывают много, но немногие. Между тем спрос есть сегодня и на Супермена, и на Годара. Число только постоянных посетителей кинотеатров растет ежегодно на 5%, а некоторые сети каждый год наращивают зрительский «оборот» на треть. Заполняются и современные мультиплексы, где гонят коммерческий Голливуд, и убогие залы со списанными стульями, в которых крутят мировую классику. На этом радостном фоне безрадостно возвышаются величественные исполины социализма – огромные кинотеатры 70–80-х годов, в которых сегодня можно найти все что угодно, кроме кино. Долго ли им так стоять, попытались выяснить «Новые Известия».

Всего в столице сейчас насчитывается 79 работающих кинотеатров и 216 кинозалов. Для мегаполиса явно немного, признают специалисты. А вот сколько зданий осталось «полумертвыми» или вовсе не предназначены уже для кинопоказа, посчитать не берется никто. Когда-то они собирали полные залы, теперь в них магазины, парикмахерские, часть зданий сдаются порой даже под офисы. А кино нет и, судя по всему, не будет. Хорошо, если рядом появились современные мультиплексы, где одновременно показывают несколько фильмов – там и кресла удобнее, и картинка лучше, и звук чище. Хуже, когда взамен нет ничего.

«Ханою» – хана

В московском районе Ясенево только постоянно живет без малого 200 тыс. человек – как в среднем российском городе. На официальном сайте местной администрации с гордостью сообщается, что и по численности, и по плотности населения он занимает одно из первых мест в столице. «Для района характерны высокий процент трудоспособного населения (49,5%) и незначительная доля пенсионеров», – читаем дальше. Там же сообщается, что в Ясенево есть 1 кинотеатр на 1 тыс. мест. Правильнее было написать «был». Сегодня в огромном здании с двумя просторными залами, которое по сей день называется кинотеатром «Ханой», можно найти самые разные услуги – от стоматологии и ветеринарии до салонов красоты для мужчин и для женщин, вот только кино там не показывают уже более 10 лет. «Зритель теперь привередливый – ему подавай мягкие кресла и звук dolby-surround, – объясняет ситуацию «НИ» главный бухгалтер «Ханоя». – Такая реконструкция может стоить более 100 тыс. долларов: новые кресла, кондиционеры, динамики, ремонт самого здания. У нас, конечно, на все это денег нет, тем более что прокат кассовых фильмов сейчас стоит очень дорого».

Здание, носящее имя столицы Вьетнама, не единственное в своем роде. Множество таких реликтов никому не нужны по необъятной России. Так, в прошлом году в Красноярске пришлось продать на аукционе бывший кинотеатр «Енисей». Его купили почти по стартовой цене в 26 млн. руб. вместе с земельным участком. Теперь там делают капитальный ремонт, чтобы открыть современный торговый центр.

У государства на возрождение «кинотрупов» денег нет. Даже в богатой Москве власти уповают на частный интерес. «Если у государства не хватает возможностей содержать кинотеатры, значит, необходимо найти рыночные механизмы, рыночные принципы работы, чтобы кинотеатры работали», – заявил мэр столицы Юрий Лужков, открывая прошлой осенью реконструированный «Октябрь» на Новом Арбате. В мегаполисе, кстати, старые кинотеатры все же возрождаются. За последнее время, кроме «Октября», реконструированы «Пионер», «Витязь», «Мечта», «35 мм», «Эльдар» (бывший «Казахстан»). Но это капля в море. Крупные кинопрокатные сети – единственная надежда мрачных полумертвых билдингов, где когда-то показывали кино.

«Пусть стоят дальше»

В конце 1990-х в Москве выросли две такие крупные сети: «Империя кино» (11 кинотеатров) и «Каро-фильм» (13). В 2001 году они объединились в единую корпорацию под названием «Формула кино» и вместе открыли еще 4 кинотеатра – бизнес-то прибыльный. По экспертным оценкам, оборот кинопроката в России составляет около 300 млн. долларов в год, причем более 40% приходятся на столицу. По данным социологов, более половины москвичей хотя бы раз в год ходят в кино, а каждый пятый делает это минимум раз в неделю. Отдельная статья дохода – сопутствующие услуги. Если обычный билет в московский кинотеатр стоит от 200 до 300 руб., то, к примеру, кола и поп-корн обходятся в 100–150 руб., то есть еще в половину стоимости билета. Неужели же брошенные кинотеатры «убиты» настолько, что дохода из них уже не извлечь?

«Преобразовывать что-то сейчас имеет смысл только в формат многозального кинотеатра, а это уже несколько иные инвестиции, чем те, что вкладывались раньше, – объясняет «НИ» генеральный менеджер «Формулы кино» Андрей Терешок. – Мы с удовольствием расширяем свою сеть за счет интересных, коммерчески привлекательных объектов. Но если они до сих пор стоят без дела, это навевает определенные размышления. Последнее время не наблюдается достойных внимания объектов, стоящих без дела». Впрочем, прокатчикам и так хорошо. «Количество активных посетителей растет в среднем на 5% в год – это общая тенденция. Мы рассчитываем на то, что показатели посещаемости нашей сети в этом году будут на 30% больше, чем в предыдущем», – с гордостью предсказывает г-н Терешок.

Кино не для всех

Допустим, что профессионалы правы: гонять блокбастеры лучше в хороших залах, где прохладно, кресла откидываются и двигаются, а звук «окружает». Но есть ведь другое кино и другой зритель. Разговоры о невостребованности киноклассики и авторского кино – миф. Кинотеатр «Мир искусства» ютится в большой комнате с обычными деревянными стульями, куда едва ли вместится больше 50 человек. Но зал обычно набит битком, а попасть туда могут далеко не все желающие. Основные зрители – студенты, которым полагается 50-процентная скидка: кто же откажется сходить на Годара или Феллини за 50 рублей?

«Мир искусства», как и его немногие аналоги, убыточен, – рассказал «НИ» директор кинотеатра Сергей Тютин. – Его создали ученики Алексея Германа, которые хотят не только снимать, но и смотреть качественное кино. Мы находимся в центре города, приходится платить огромную арендную плату. Кроме того, львиная доля расходов – это авторские отчисления. Но мы будем сохранять цену на билеты доступными для молодежи – это наша политика». По мнению г-на Тюнина, проблема заключается в том, что многие в России даже и не знают о существовании авторского кино, в то время как в западных странах все уже давно «наелись» массовым кинематографом и требуют чего-то нового.

«В России есть спрос на авторское кино, – утверждает директор «Музея кино» Наум Клейман (подробное интервью с ним опубликовано в предыдущем номере «НИ»). – На прошлой неделе у нас были забитые залы на Эйзенштейне и Антониони. Аналогичная ситуация и в регионах: мы недавно открыли свои «Музеи кино» в Перми, в Нижнем Новгороде, во Владикавказе. Но найти хороший зал очень дорого – собственники предпочитают использовать помещение под автосалоны или какие-нибудь магазины цветов. Ситуацию могла бы исправить государственная поддержка. Недавно Европейская киноакадемия рекомендовала всем государствам тратить 15% выручки от проката зарубежного кино на национальный кинематограф. Но пока об этом не думают ни федеральные власти с их бюджетом, ни местные с их «дворцами культуры», десятилетиями стоящими без дела».

«2001 маньяк» во власти

Проблему неиспользуемых кинотеатров и нерентабельного авторского кино необходимо решить одновременно путем государственного вмешательства, убежден генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. «На месте государства я бы выделил в каждом городе по кинотеатру, где бы с финансовой поддержкой Министерства культуры показывали настоящее высокохудожественное кино. Правда, для того, чтобы развивалось качественное авторское кино, нужны авторы, а с этим у нас пока проблемы. Но на фильмы режиссеров-классиков всегда будет спрос, надо только, чтобы государство помогло донести их до зрителей», – сказал «НИ» известный кинорежиссер.

По закону развивать сети кинотеатров и авторское кино полагается Федеральному агентству по культуре и кинематографии, а точнее – его подведомственной организации «Роскино». К сожалению, ни об одном восстановленном этим ведомством кинотеатре нам неизвестно. К тому же от любых комментариев на эту тему там решительно отказываются. Зато хорошо известен питерский мультиплекс «КиноПИК», который построен на средства «Роскино» (то есть налогоплательщиков) и обошелся в 4 млн. долларов. Его репертуар на следующую неделю: «Возвращение супермена», «Никто не знает про секс» и «2001 маньяк»...


РОМАН ДОБРОХОТОВ

Новые Известия