04.08.2006

Торговцы электроникой пошли на сближение



Вчера татарская компания Domo, управляющая одноименной сетью магазинов бытовой электроники, объявила о слиянии с крупной сибирской сетью "Айсберг", на основе которой будет создан сибирский филиал Domo. Участники рынка прогнозируют, что по пути объединений в ближайшем будущем пойдут большинство региональных торговцев электроникой, но сомневаются, что это сделает их более конкурентоспособными по отношению к федеральным сетям.

По словам гендиректора Domo Антона Сайфутдинова, компания приобрела более 50% долей в ООО "Торговая компания 'Айсберг'", управляющем одноименной сетью и владеющем правами аренды на ее магазины. Прежние владельцы сети – менеджмент "Айсберга" – сохранили в компании миноритарные доли. При этом в Domo не исключают, что в будущем они предложат прежним владельцам сибирской сети приобрести часть своих акций. Точный размер приобретенного пакета и сумму сделки господин Сайфутдинов назвать отказался: "На основе 'Айсберга' мы создадим филиал 'Domo-Сибирь' с офисом в Новосибирске, который к концу 2006 года будет управлять уже 20 магазинами". Эксперты оценивают сеть "Айсберг" в $6-8 млн.

ЗАО "Торговая компания Domo" управляет одной из крупнейших российских региональных розничных сетей бытовой техники. Компании принадлежит 56 магазинов бытовой техники и электроники в 36 городах Поволжья, Урала и Сибири, а также сеть салонов автотюнинга "Аудиомастер". Оборот Domo в 2005 году составил $160 млн. В рейтинге крупнейших ритейлеров Ъ компания занимает 47-е место.

ООО "Торговая компания 'Айсберг'" образовано в 1992 году. Сегодня сеть компании насчитывает 16 магазинов в крупных городах Алтайского края, Кемеровской и Новосибирской областей. Оборот "Айсберга" в 2005 году составил $40 млн. Эксперты отмечают, что путь объединения бизнесов сегодня привлекает все большее количество ритейлеров сектора бытовой электроники. Так, в конце июля о намерении к 2007 году объединить региональные сети магазинов электроники в единую компанию с оборотом около $1 млрд объявил петербургский ритейлер "Техношок". Компания уже ведет переговоры с владельцами пяти сетей о создании объединенной управляющей компании, в которую войдут их магазины. По идее главы "Техношока" Виктора Гордейчука, доли в акционером капитале новой компании между владельцами сетей будут распределены пропорционально стоимости их бизнеса, который будет оценен независимым аудитором. Антон Сайфутдинов из Domo подтвердил Ъ, что компания уже получила предложение от господина Гордейчука, однако никакого решения еще не принято.

Стремление региональных сетей к объединению участники рынка считают логичным в условии ужесточающейся конкуренции со стороны федеральных сетей. "Постоянное расширение географии федеральных сетей заметно отразилось на позициях локальных игроков,– говорит заместитель директора по маркетингу 'Эльдорадо' Тимофей Суровцев.– Многие из них уже сейчас работают на пределе рентабельности, к тому же рынок замедляет темпы развития. Если в прошлом году динамика прироста составляла порядка 25%, то по итогам этого года вряд ли превысит 20%". Впрочем, ряд участников рынка отмечают, что объединенные компании не станут более конкурентоспособными по отношению к федеральным сетям. "Межрегиональные сети магазинов электроники по своей структуре, позиционированию, формату и управлению, корпоративной культуре очень непохожи друг на друга,– говорит коммерческий директор сети 'М.Видео' Михаил Кучмент.– Переход на единые стандарты после объединения может оказаться для новой сети слишком болезненным: пока будут решаться организационные проблемы, эффективность работы компании будет только снижаться".

ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ

КоммерсантЪ