04.08.2006

Консульства подвели Грецию и Францию



Трудности с оформлением виз поставили под угрозу бизнес туроператоров по двум популярным направлениям нынешнего сезона: Греции и Франции.
Форс-мажор, связанный с переездом греческого консульства в Москве, обошелся туроператорам в огромное количество не вовремя выданных виз, что в отдельных компаниях привело к спаду продаж на 20%. Еще более серьезными оказались последствия, вызванные удвоением срока оформления виз во Францию: туроператоры оценивают спад продаж в 50%, а суммарные убытки - в несколько миллионов долларов.
В начале сезона участники рынка ставили Грецию в число наиболее перспективных туристических направлений. По оценкам Российского союза туриндустрии (РСТ), в начале лета спрос на греческие туры опередил турецкое направление, а в апреле 2006 года в консульстве Греции в Москве было выдано на 45% больше виз, чем в апреле прошлого года. "Греция показывала очень сильную динамику: у нас объемы продаж с начала летнего сезона выросли на 30% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. По итогам сезона ожидаемый рост - 40%",- говорит руководитель греческого отдела компании "ВКОтрэвел" Ирина Голубева. Туроператоры ставили Грецию в число направлений, альтернативных Израилю, куда резко снизился турпоток в ходе военного конфликта с Ливаном (см.
"Бизнес от 27 июля). Грецию также рассматривали как альтернативу Турции, где турпотоку навредила зимняя вспышка птичьего гриппа. По словам начальника греческого отдела компании "Роза ветров" Евгении Богатыревой, в целом по рынку ожидался 25-процентный рост продаж на греческом направлении в этом сезоне.
Планы операторов откорректировал переезд греческой дипмиссии, случившийся на прошлой неделе. "Всех участников рынка о нем предупредили заранее, и мы смогли подготовиться. Но сложности все равно возникли: курьерам пришлось стоять в очередях несколько ночей подряд",- комментирует представитель "Розы ветров". Консульство полностью закрылось только на один день - 24 июля, но на отладку работы визовой службы ушла вся предыдущая неделя, говорит гендиректор компании "Мондо-турс" Андрис Калниньш. В результате многие визы были проставлены позже дат вылета туриста. "У нас было несколько таких случаев. Из-за визового форс-мажора мы потерпели убытки",- говорит гендиректор ITS Сергей Бахтин.
Слишком позитивный настрой туроператоров по отношению к Греции привел к резкому увеличению - в два-три раза - числа чартеров в эту страну, комментирует Евгения Богатырева из "Розы ветров".
"Год назад у нас был один рейс в неделю, в этом сезоне мы поставили три",- соглашается с ней представитель бюро "Южный крест".
Одновременно в Греции произошел наплыв туристов из Западной Европы - сказалось перераспределение турпотока из Турции в Грецию. "Предложение отельной базы сузилось, а объемы перевозки возросли.
Из-за этой проблемы вкупе с торможением работы консульства и просроченных дат въезда туристов мы потеряли около 20% продаж",- констатирует Бахтин. Участники рынка прогнозируют стабилизацию ситуации, но темпы роста направления после временной парализации работы консульства могут снизиться. "Рост направления в результате этой коррекции в целом вырастет максимум на 20%. По моим сведениям, каждой компании пришлось за свой счет переоформлять туры на более позднее время множеству туристов, речь идет о сотнях человек",- говорит Андрис Калниньш.
Еще более серьезными выглядят последствия изменения работы консульства Франции в Москве. Напомним, в июне французское консульство объявило об увеличении сроков оформления виз с одной недели до 16 календарных дней.
"Ситуация по французскому направлению выглядит катастрофической: спрос на туры во Францию упал на 50%, нам пришлось серьезно урезать программы в этом сезоне. Боюсь, к зимнему сезону популярность Франции снизится, а спрос перераспределится в пользу Австрии",- прогнозирует директор по туризму компании "Инна-тур" Светлана Куркович. Андрис Калниньш из "Мондо-турс" оценил спад спроса в 30% за два месяца, но также дает пессимистичные оценки. "В июле туроператорам пришлось отправлять полупустые автобусные туры.
Большой вопрос, сумеет ли измениться динамика спроса на Францию в августе-сентябре",- считает пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. Убытки "Инны-тур", считающейся наиболее крупным игрокомна французском направлении, оцениваются в несколько сотен тысяч долларов. Суммарные же потери туроператоров от снижения спроса на французском направлении сами участники рынка оценивают в $2-3 млн только за нынешний летний период.

МАРИЯ ПЛИС

Деловая газета "Бизнес"