07.08.2006

Эпоха натиска и разочарований. Выход российских компаний на международную арену не будет легким



Русская эра в Лондоне

Сегодня у российских предпринимателей хорошим тоном стало декларирование масштабных планов по проведению IPO или открытию компании для стратегических иностранных инвесторов. Эта происходит практически в каждой отрасли экономики – подобные планы декларируют добывающие компании, финансовые, ритейлеры, фармацевтические компании, дистрибуторы и т. д. Для многих компаний реализация этих планов превратилась в основную цель существования.


Растущее число российских компаний, включенных в листинг Альтернативного рынка инвестиций Лондонской фондовой биржи (AIM LSE) в 2005-2006 годах, является подтверждением этой тенденции. Ожидается, что объем привлеченного капитала в результате проведения IPO на внутреннем и международном рынках (исключая "Роснефть") в 2006 году составит $10-20 млрд и значительно превысит показатели рекордного 2005 года, когда, по информации "Интерфакса", российские компании в ходе IPO на Лондонской фондовой бирже привлекли $4,23 млрд, что составило 14,4% всех привлеченных в ходе IPO на бирже средств. Те, кто желал и лоббировал провал IPO "Роснефти", не смогли оценить уровень решимости ключевых российских должностных лиц превратить его в победу огромного масштаба.

Темпы роста стоимости российских активов намного превышали темпы роста остальных экономических показателей. И те, кто отказывается воспользоваться открывшимися возможностями, делают это в ущерб себе. Западные компании очень редко применяют теперь ставку дисконтирования 18-20% при оценке стоимости вполне традиционных российских компаний, тогда как этот подход был стандартом всего лишь два года назад.


Стратегия "действия"
Если несколько лет назад Россия рассчитывала на привлечение иностранных инвестиций и международных корпораций с целью подтверждения рыночного характера своей экономики, то теперь российские компании все лучше понимают, что осложнение доступа иностранных компаний на внутренний рынок позволит сохранить ту исключительно высокую доходность, которая возможна сегодня на нем. За защитой позиций российского капитала в нефтегазовой и добывающих отраслях (и в растущем списке других секторов) стоит нечто большее, чем просто политические интересы, и это положение сохраняется, несмотря на усилия по вступлению в ВТО. Именно на таком фоне компании стремятся к достижению исключительно высокой доходности.

Между тем российское прошлое централизованного планирования оставило значительный след в психологии и в способе мышления владельцев и сотрудников корпораций. Как только акционеры соглашаются, что существует способ достижения определенной цели, перед созданием механизма увеличения "богатства" практически не остается препятствий. Предпринимательский дух направляет развитие многих российских компаний, и это означает, что они применяют всю имеющуюся энергию, интуицию и капитал для использования любой появляющейся на рынке возможности.

Если руководители западных корпораций могут тратить много времени на обдумывание и решение вопроса, соответствует ли данная задача целям компании и структуре ее портфеля, может ли ее решение привести к снижению концентрации на более важных вопросах, российские бизнесмены просто будут делать то, что им кажется наиболее выгодным. От поддержки идеи до реализации проекта в российском бизнесе проходит срок, который может быть короче лишь в отдельных странах, возможно, в Индии или Китае. И делая такие большие ставки, российские компании зачастую выигрывают. Однако это приводит к образованию непонятных корпораций, объединяющих не связанные между собой бизнесы, с кошмарно запутанной юридической структурой и системой корпоративного управления. Время придет, и к стоимости такой компании независимо от ее размера будет применен значительный дисконт за конгломерат.

Но динамика роста и изменения рынков последних лет заставила предпринимателей и менеджеров делать основой упор на "действие", а не на "размышление". Стратегия развития здесь превращается в искусство экспериментов, тогда как в других странах руководители тратят свое время на обдумывание различных вариантов развития и отбор наиболее перспективных. В результате стратегии иностранных компаний гораздо более прозрачны и понятны внешнему миру, они доступны для исследования. Именно понятные стратегии обеспечивают вотум доверия на биржевых площадках Лондона и Нью-Йорка. Действия таких компаний предсказуемы, поскольку их "стратегии" – это генеральные планы, в соответствии с которыми компании ведут сражения на полях конкуренции. А компании, которые не играют по правилам, немедленно и безжалостно наказываются.

Рынки не будут делать исключений для российских компаний – вне зависимости от предпринимательского опыта и закаленности российского менеджмента. Со временем именно по этой причине период высоких темпов роста стоимости российских компаний может остаться позади.


Деньги пахнут
Еще одна область, в которой возможны сюрпризы для российских компаний, связана с тем, что до сих пор существует значительный разрыв между ожиданиями их владельцев и рыночными реалиями. Не стоит ждать, что иностранные инвесторы будут готовы платить за бизнес больше, чем российские. Такая ситуация имеет место чаще, чем это было бы полезно для развития российских компаний. Ожидания, что западные инвесторы готовы платить выше справедливой цены и при этом совершенно не вмешиваться в управление, ведут к разочарованию с обеих сторон. И не ведут к значительной финансовой отдаче и повышению стоимости в долгосрочной перспективе.

Не всем российским компаниям требуются стратегические или финансовые инвесторы. Напротив, естественное развитие событий состоит в том, что компании, обладающие сильными технологическими и рыночными позициями, сами станут выходить на международный рынок. Попытка "Северстали" спасти Arcelor от недружественного поглощения подтверждает силу российского бизнеса. Компания потратила много лет на модернизацию, осуществляла целенаправленные инвестиции, чтобы иметь возможность играть ключевую роль в консолидации глобальной черной металлургии. Но мысль о том, что сравнительно закрытая российская компания может сыграть эту роль, оказалась неприемлемой для большой части акционеров Arcelor.

Урок заключается в том, что для большинства людей в традиционном и "мейнстримовом" международном бизнесе "деньги пахнут". И требуется больше, чем просто проведение PR-кампаний, чтобы расположить к себе и создать благоприятное мнение у владельцев иностранных компаний. Российским компаниям исключительно важно демонстрировать, что международный кодекс поведения не только прочитан и понят, но и применяется на практике. Если мы не выучим правила игры, этот пример не будет единственным, и это приведет к огромным потерям в будущей стоимости российских компаний.

ГЕРХАРД ПРИНСЛОО, генеральный директор компании Monitor Group CIS



КоммерсантЪ