08.08.2006

Борис Титов: «Абрау-Дюрсо» должно стать шампанским»



В России осталось не так много национальных брендов. О планах развития одного из них – «Абрау-Дюрсо» – председатель «Деловой России», председатель правления группы компаний SVL Борис Титов рассказал «Газете.Ru».

– В последнее время в СМИ активно обсуждается ваша покупка «Абрау-Дюрсо». Вы до сих пор занимались таким серьезным производственным бизнесом – химия, порты, минеральные удобрения… Зачем вдруг вам понадобилось предприятие по производству шампанского?

– «Абрау-Дюрсо» очень интересный проект. К сожалению, не так много у нас в стране осталось национальных брендов – а шампанское «Абрау-Дюрсо» один из них. Мы можем гордиться тем, что наши соотечественники сумели достичь такого уровня технологий и профессионализма, чтобы в своё время не только на российском рынке на равных бороться с французскими производителями шампанского, но и в самом Париже получить в 1903 году золотую медаль лучшего игристого вина в мире. Так что с тех пор – прошло уже более ста лет – бренд «Абрау-Дюрсо» стал частью российской истории.

Только в художественной литературе больше тысячи упоминаний «Абрау» – как у Булгакова, так и у современного Сорокина.

К сожалению, хотя все мы знаем это название, но само шампанское уже видим всё меньше и меньше. Да и гордиться уже им не всегда приходиться. За последнее время в основном из-за экономических трудностей в период «дикого капитализма» на заводе возникла масса проблем и с виноматериалами, и с оборудованием. Посмотрите только на этикетку – она может быть неаккуратно наклеена. Это потому, что этикетировочная машина, также как 90% всего оборудования, давно пришла в негодность. На производстве, по большому счёту, сегодня всё держится на энтузиазме сотрудников. Хорошо, что на заводе ещё остались профессионалы и энтузиасты своего дела. Очень хочется вернуть былую славу шампанскому «Абрау-Дюрсо». Это интересно, почётно. Но также, мы считаем, это должно быть и выгодно.

– Каким образом вы собираетесь осуществлять ваши планы?

– Конечно, по прибыльности шампанское не может быть равно нефти или металлам. Но при восстановлении технологии, выработке правильной маркетинговой стратегии, налаживании новой системы управления проект может быть прибыльным и резко нарастить капитализацию. Надеемся года через три выйти на IPO.

Наша компания сегодня специализируется не столько на каких-то товарных группах, сколько выстраивает себя как команду по проектному управлению. Можем сказать, что в этом смысле достигли сегодня определённого успеха: мы управляем не только портовыми терминалами и химическими предприятиями, но и, например, птицефабрикой. Так что уверены, что и с «Абрау-Дюрсо» у нас все получится. Ответственность, конечно, большая, если вы знаете об истории этого шампанского. К концу XIX века Россия стала самым крупным импортёром французского шампанского в мире. В России было много попыток начать производство собственного шампанского мирового уровня: знаменитый Луи Родерер начал производство шампанского в Одессе, в Судаке – в Крыму – князь Голицын основал «Новый Свет».

Но действительного успеха и признания при царском дворе и у потребителей достигло именно шампанское «Абрау-Дюрсо».

Абрау-Дюрсо – это небольшой посёлок недалеко от Новороссийска (а не в Крыму, как многие почему-то считают) на берегу красивейшего, с бирюзовой водой, озера – от него всего пять километров до моря. После исследования почв и климата в 1870 году было принято решение создать там винодельческое хозяйство. В отличие от «Нового Света», где князь Голицын был владельцем, здесь он выступал только консультантом, собственность принадлежала царской семье, это было так называемое удельное имение Императорской фамилии. В качестве управляющих были приглашены французские специалисты, которые разбили виноградники. Вырыли туннели, в которых происходил собственно процесс шампанизации напитка. Привезли технологов, которые основали производство игристого вина по классической технологии «шампануаз» – это когда вино приобретает игристость в результате естественной ферментации при хранении в подвалах не менее трёх лет при строго определенной температуре. Только тогда вино по качеству может называться шампанским.

– Кстати, а как же спор с французами, которые оспаривают использование название «шампанское» для вина, произведённого не в Шампани?

– Действительно, такой спор существует. У французов в Шампани очень жёсткие стандарты качества как винограда, так и технологий.

А тут рядом продаётся черт-те что, какая-то газировка, и называется это, например, «Советское шампанское» – их можно понять.

Но, с другой стороны, тогда и портвейн должен быть только из Португалии, и одеколон только в Кёльне. Я считаю, что мы должны достичь такого уровня качества, чтобы и французам не зазорно было называть «Абрау-Дюрсо» шампанским.

– Что для этого нужно сделать?

– Со времён былой славы прошло много времени. Сейчас, конечно, «Абрау-Дюрсо» уступает по качеству прежнему шампанскому. Но самое главное, что при всех финансовых трудностях заводу хоть и с долгами, но удалось выжить, сохранить технологию и специалистов. Для того чтобы возродить традиции, мы должны много чего восстановить. Прежде всего сырьевую базу. Из 900 гектаров заводского виноградника сейчас плодоносят только 100 гектаров, а последняя лоза была посажена в 1982 году. Так что качество виноматериала, которое сейчас в нашем распоряжении, уже недостаточно хорошее. Завод закупает виноград у других хозяйств Краснодарского края.

Но им выгоднее производить другие сорта винограда, в частности для столовых вин – они более плодоносные.

Так что с виноматериалом для шампанского у нас есть проблемы. Нам нужно восстановить виноградники, но еще нам нужен новый подход к определению качества вина, к купажу. Необходимо также восстановить технологию производства, заменить огромное количество оборудования практически на всех стадиях производства. Нужна новая бутылка и пробка, потому что, к сожалению, нынешняя не соответствует стандартам и необходимому качеству.

Кроме того, необходимо пропагандировать традиции. Если кто-то был в Абрау-Дюрсо на экскурсии и дегустации, то знает, как это интересно и сегодня. У нас бывают по несколько тысяч экскурсантов в день, но мы приняли решение организовать новые маршруты, давать больше информации по истории, продавать больше памятных сувениров, чтобы поездка на Абрау-Дюрсо запоминалась. Это тоже требует значительных вложений.

– Сколько вы собираетесь вложить в развитие производства?

– Общий объём инвестиций составляет $20–25 млн. Окупаемость долгая – лоза ведь начинает приносить виноград только на четвёртый год. Но мы верим в успех.

– Известно, что вашей компании в «Абрау-Дюрсо» принадлежит акционерный пакет размером 30%, остальное находится во владении администрации Краснодарского края. Расскажите, как вы будете вместе координировать работу по развитию предприятия?

– В наших условиях только в координации действий, в совместной работе мы можем добиться успеха. Можно без пафоса сказать – у нас общие цели: губернатор и администрация в целом много делают для того, чтобы восстановить виноделие в крае. И, конечно, они очень заинтересованы в том, чтобы возродить марку «Абрау-Дюрсо», сделать ее флагманом кубанских вин. А поскольку у нас одна цель, мы объединяем наши усилия.

– Будете ли вы настаивать на том, чтобы увеличить свой пакет акций?

– Мы ведем и будем вести переговоры на эту тему. Мы хотим и сегодня готовы выкупить весь пакет предприятия, но понимаем, что такой проект всегда был и должен быть с участием государства, поскольку имеет огромное значение, является престижным не только для края, но и для страны в целом.

Вместе с тем, наши вложения должны иметь гарантии, только тогда мы сможем считать проект стратегическим.

Исходя из этого мы и будем искать компромиссный вариант сотрудничества. И, поскольку все заинтересованы в результате, а не сиюминутной выгоде, уверяю вас, мы всегда найдём общий язык.

– Вы ранее заявляли о том, что собираетесь занять 10% рынка шампанского в России. Сколько для этого вы планируете в будущем выращивать винограда и производить шампанского?

– Уточню, что мы производим два вида шампанского – и именно с ними в общем итоге наша задача занять 10% рынка. Во-первых, мы сегодня единственный завод в России, производящий шампанское по классической схеме – ферментации в бутылке. Это элитная продукция, которая, собственно, и называется шампанским «Абрау-Дюрсо». Его мы собираемся производить около 3–4 млн бутылок в год на собственном винограде. От рынка элитного шампанского мы должны занять порядка 40%. В этом сегменте мы хотим ориентироваться на цену до 1 тысячи рублей за бутылку. Это дорого, но качество того стоит.

Во-вторых, мы, как и все остальные заводы, производим игристое вино второго уровня, так называемое «акартофорное». Это игристое вино делается в резервуарах по ускоренной технологии, изобретённой в советские времена. Для этого вина будем покупать виноматериал на Кубани, а возможно, за рубежом, так как своего явно не хватит. Мы отвечаем за то, что это игристое вино – напиток хорошего качества, абсолютно натуральный продукт, при этом достаточно в скромном ценовом диапазоне: по 150–200 рублей. Но это не шампанское в классическом смысле.

Мы хотим, чтобы люди начали понимать разницу между настоящим классическим шампанским, которое в открытом виде даже через три дня сохраняет газированность, и резервуарным шампанским, где все быстро улетучивается.

Это два разных напитка, и было бы здорово, чтобы люди смогли отличать их друг от друга. Линейка резервуарного шампанского будет называться игристым вином «Абрау».

– Каких производителей и марки вин вы считаете конкурентами для своей продукции?

– Главная наша цель и задача – делать шампанское, то, которое некогда заняло первое место во Франции и подавалось ко двору. Так что упор мы делаем на классическое шампанское – это наша ниша, которая сейчас занята отчасти французским шампанским (5% от общего рынка шампанского), итальянским «спуманте», отчасти испанскими «кавами» – все это достаточно большой сегмент рынка, который называется высшим сегментом. Классическое шампанское поставляется также с Украины – «Новый свет». Есть также «Артемовское» и молдавское «Криковское» шампанское. Но мы, повторю, считаем, что наш сегмент – шампанское высокого качества, потому особой конкуренции со стороны молдавского и украинского шампанского нет. Таким образом, по классическому шампанскому у нас вообще нет российских конкурентов. Основные наши конкуренты французы. По резервуарному шампанскому наши конкуренты – огромные производственные заводы в Дагестане, в Северной Осетии, в Санкт-Петербурге, в Москве – это лидеры рынка. Но рынок так быстро растёт, что в этом сегменте проблем с реализацией мы не испытываем. Здесь мы дороже наших конкурентов – наш диапазон 150–200 рублей.

– Что нужно сделать, чтобы к новому году выпустить новое шампанское премиум-класса?

– Контроль за качеством, например.

Сейчас, к сожалению, вкус «Абрау-Дюрсо» иногда удивляет.

Технология, которая существовала на предприятии, не всегда выдерживалась: в том числе по качеству бутылки и пробки. Отдельные партии просто потрясающего качества. Но иногда встречаются на складах бутылки, в которые просочился кислород, и качество вина изменилось. Наша задача сегодня проанализировать запасы, сделать качественную ревизию. Так что к новому году в продажу будет поступать только самое лучшее шампанское.

Мы с большим оптимизмом смотрим в будущее: объем рынка шампанского в стране растет: за четыре года его потребление увеличилось на 62%. Люди пьют шампанское в праздники, да и просто когда есть хорошее настроение. Слава Богу, у нас все больше и больше поводов поднять бокал хорошего вина – сегодня становится лучше жить, люди иначе справляют свадьбы и дни рождения. А если в стране все будет хорошо, нам, производителям шампанского, успех обеспечен.

Анна Дорофеева

Газета.RU