08.08.2006

"Кронверк-Синема" меняет пленку на цифру



Как стало известно Ъ, кинопрокатная компания "Кронверк-Синема" инвестирует $2 млн в оснащение всех своих кинотеатров цифровыми проекторами. Эксперты отмечают, что цифровизация кинотеатров – общемировая тенденция. Отказываясь от пленки, производители и дистрибуторы удешевляют производство, а кинотеатры получают дополнительные возможности для репертуарного программирования и увеличения оборота.

Как сообщил Ъ гендиректор сети кинотеатров "Кронверк-Синема" Эдуард Пичугин, компания приняла решение об оснащении всех существующих и строящихся мультиплексов цифровыми проекторами. "Сначала мы сделаем по одному 'цифровому' залу в каждом кинотеатре, а по результатам их работы может быть принято решение об увеличении их количества". По его словам, договор о поставке оборудования будет подписан 4 сентября, а общий объем инвестиций в цифровые технологии составит около $2 млн.

В сеть "Кронверк-синема" входит шесть мультиплексов с 33 кинозалами. На различных стадиях реализации находятся еще 11 проектов. В 2005 году оборот компании составил $22 млн, в 2006 году прогнозируется в $27-30 млн. В феврале этого года инвестиционное подразделение "Альфа-групп" компания А1 приобрела ООО "Эпос", управляющее сетью "Кронверк-синема".

Участники рынка отмечают, что переход на цифровые технологии кинопоказа – мировая тенденция (см. справку). "Производителям и дистрибуторам работать в цифре выгоднее – не надо тратиться на печать пленки",– говорит один из учредителей группы компаний "Люксор" Евгений Ленский. А директор по связям с общественностью холдинга "Проф-Медиа" (владеет сетью кинотеатров "Синема-парк" и кинокомпанией "Централ Партнершип") Константин Воронцов добавляет, что с 2007 года все основные киностудии обещают выпускать основные релизы не только на пленке, но и на цифровых носителях. "Однако пока в цифровом формате выпускается небольшое количество фильмов: 47 в 2004 году и 97 – в 2005-м, по оценке компании Screen Digest",– добавляет он. Участники рынка полагают, что цифровые технологии позволят существенно расширить бизнес кинотеатров: "Они смогут транслировать более разнообразный контент – от документального кино, которое не выходит в широкий прокат, до футбольных матчей и шоу-программ",– говорит господин Ленский. Эдуард Пичугин считает, что благодаря внедрению цифровых технологий "Кронверк" повысит оборот на 20%: "за счет дополнительных возможностей репертуарного программирования и новых возможностей для размещения рекламы – рекламодателям не нужно переводить ролики на пленку, в цифровом формате их можно легко ротировать".

"Внедрение новых технологий поможет кинотеатрам сохранить темпы роста общего оборота несмотря на то, что темпы роста кассовых сборов в России замедляются",– полагает гендиректор "Невафильма" Олег Березин. По данным журнала "Кинобизнес сегодня", в 2005 году по сравнению с 2004-м box office СНГ (с учетом Украины) вырос на 30,2% – c $268 млн до $349 млн. В этом коду кассовые сборы СНГ, по прогнозам экспертов, составят 400 млн, то есть рост составит не более 17%. В то же время продажи билетов сегодня занимают около 60% в общей выручке кинотеатров. Около 40% доходов приносит продажа сопутствующих товаров, и только несколько процентов – реклама.

"Кронверк-Синема" будет не первым владельцем цифровых кинозалов в России – осенью такой зал уже появится в новом "Синема-парке", планы по оборудованию аналогичных залов есть и у ряда других компаний. "Однако пока это одиночные экспериментальные залы,– отмечает Олег Березин.– 'Кронверк' первым намерен сделать это в масштабах всей сети". Эксперты связывают такую инновационную активность "Кронверка" с планами компании по выходу на IPO: 17 июля ФСФН зарегистрировала акции ОАО "Эпос", первичное размещение которых пройдет в середине 2007 года. "До 31 августа мы назовем андеррайтера сделки",– обещает Эдуард Пичугин. "Чтобы заинтересовать инвесторов, компания должна зарекомендовать себя как лидер рынка, в том числе и в технологической сфере",– считает господин Березин.

ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА

Развитие цифрового кинопоказа

20 июля 2005 года семь крупнейших студий-мейджоров, образовавших консорциум Digital Cinema Initiatives (DCI), завершили разработку единых требований к условиям цифрового кинопоказа. Сейчас эта спецификация направлена в Общество кино- и видеоинженеров США (SMPTE) – орган, ведающий вопросами стандартизации. К следующему году должен быть выработан единый стандарт для систем цифрового кино, удовлетворяющих требованиям студий мейджоров. На сегодняшний день единственная одобренная DCI-технология для цифрового показа – это DLP Cinema, разработанная компанией Texas Instruments. По данным исследовательской компании Screen Digest, за последние шесть месяцев 2005 года число коммерческих цифровых кинозалов в мире удвоилось. Рост продолжается и в текущем году. Лидерство принадлежит США, где только в конце 2005 года работало 324 цифровых кинозала (в 2004 году их было лишь 85). Всего же в прошлом году в 32 странах мира открылось 514 цифровых кинозалов.

КоммерсантЪ