08.08.2006

Офисная география Москвы. Hаибольшее количество офисов в бизнес-центрах столицы принадлежат компаниям, работающим в финансовой сфере, и банкам



Согласно исследованию консалтинговой компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko (C&W/S&R), наибольшее количество офисов в бизнес-центрах столицы принадлежат компаниям, работающим в финансовой сфере, и банкам. За ними следуют представители машиностроения и производственного оборудования, далее - ИТ и телекомы, затем - рекламные фирмы вкупе с медиаи PR-компаниями. Замыкают список крупнейших арендаторов нефтегазовые компании и фирмы недвижимости. При этом большинство из них стараются подыскивать офисные помещения в определенных районах города, где уже разместили свои штаб-квартиры их коллеги по бизнесу. Таким образом, как отмечают специалисты C&W/S&R, сегодня уже можно говорить о географическом распределении офисов компаний-арендаторов в Москве.

По данным C&W/S&R, лидерами по количеству занимаемых офисных помещений в Москве- 15% от общего числа столичных офисов - стали представители финансовой сферы. При этом компании, специализирующиеся именно в этом бизнесе, представлены практически на всех субрынках города, за исключением районов за пределами Садового кольца. Как отмечает исследователь рынка офисной недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Татьяна Дивина, особенно по сравнению с показателями 2005 года, финансовая сфера расширила свое присутствие в "Сити", но уменьшила - на всех остальных субрынках.

Второе место в рейтинге C&W/S&R занимают отрасли машиностроения и производства оборудования (около 6%), а также телекоммуникации и ИТ (около 5% каждая). "Большая часть офисов компаний, занимающихся машиностроением, располагаются ближе к границам центральной части, но в пределах Садового кольца,- говорит Татьяна Дивина.- Крупные же скопления офисов телекоммуникационных компаний расположены за пределами Садового, на западе и севере Москвы". Компании, работающие в сфере рекламы, PR и СМИ, нефтегазовой отрасли и недвижимости, по данным C&W/S&R, занимают по 4% от общего числа московских офисов. "При этом около 47% всех офисов нефтяной отрасли расположены в центральном деловом районе и в районе Замоскворечья",- поясняет Дивина.

Игроки столичного рынка недвижимости согласны с приведенными данными, однако предупреждают, что говорить о четкой кластеризациирынка в ближайшие пять лет все-таки преждевременно. Так, по мнению руководителя группы аналитики рынка офисной и индустриальной недвижимости компании Colliers International Регины Лочмеле, девелоперы не ставят и не ставили перед собой задачи проектировать объекты под компании, занимающиеся конкретным бизнесом, и поэтому создаваемые ими продукты универсальны.

Исключением можно считать бизнес-центры "Романов двор" и "Знаменка", девелоперы которых изначально ориентировались на международные компании, работающие в финансовой сфере, консалтинговой и юридической, добавляет Лочмеле.

Некоторые эксперты столичного рынка полагают, что выделить, какой географический сектор столицы с каким бизнесом ассоциируется, пока четко нельзя. "Причина в том, что предложение офисов в Москве все-таки еще недостаточно: даже те компании, которые точно представляют, что им нужно, вынуждены порой арендовать то, что есть.

Из-за этого происходило и происходит смешение бизнесов",- предупреждает руководитель группы аналитики рынка офисной недвижимости компании Jones Lang LaSalle Ольга Батурина. Она уверена, что сейчас проводить подобные исследования, несомненно, интересно, но "пока они не могут однозначно описать происходящие процессы".

Примером может служить ситуация в ММДЦ "Москва-Сити". Как рассказывает Ольга Батурина, в "Сити" изначально должны были арендовать помещения инвестиционные банки и финансовые компании. "Однако здесь также не видно четкой сегментации.

Причина в том, что многие компании вынуждены арендовать площади в "Москва-Сити" из-за общей нехватки помещений на рынке",- говорит эксперт. При этом Батурина отмечает, что на территории ММДЦ пока не готовы многие проекты, большая часть из которых будет введена в эксплуатацию только через несколько лет. По ее мнению, только через два-три года и будет видна четкая картина географической сегментации офисного рынка. С ней не согласна Регина Лочмеле: "Надо обязательно помнить о том, что большинство договоров заключены на долгий период от пяти до семи-десяти лет, соответственно, все эти годы компании так и будут существовать в перемешанном виде".

МАРГАРИТА ФЕДОРОВА

Деловая газета "Бизнес"