08.08.2006

В надежде на сентябрь. С осени музыкальные интернет-магазины будут вынуждены платить правообладателям



С 1 сентября в России вступит в силу закон, регулирующий продажу и распространение аудио- и видеопродукции в Интернете. Многие музыкальные интернет-магазины, до сих пор не платившие отчислений напрямую правообладателям, ныне договариваются с ними о партнерстве, а сервис Mp3search.ru даже прекратил существование. Но крупнейший российский интернет-магазин Allofmp3.com не собирается менять политику и после 1 сентября.

До сих пор музыкальные интернет-магазины продавали записи, прикрываясь лицензиями обществ коллективного управления авторскими правами — например, Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) и Федерации правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений в интерактивном режиме (ФАИР). Эти общества действуют на базе закона “Об авторском праве и смежных правах” (ЗоАП), который позволяет осуществлять “коллективное управление правами” без согласия авторов. Западные правообладатели считали продажу музыки без ведома правообладателей незаконной. С 1 сентября 2006 г. вступает в силу новая норма ЗоАП, закрепляющая за автором “право на доведение до всеобщего сведения”: автор получает исключительные права “осуществлять или разрешать сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору”.

Это означает, что через три недели юристы начнут рассматривать Интернет в качестве средства, позволяющего доводить произведения до всеобщего сведения, считает главный редактор крупнейшего отечественного интернет-портала “Яndex” Елена Колмановская. Весной, когда стартовал проект “Яndex” по поиску в Рунете аудиозаписей (“Яndex.Музыка”), легальность фонограмм была под вопросом — теперь же интернет-магазинам не остается ничего иного, как договариваться с правообладателями и платить им авторские отчисления напрямую. Отчисления по зарубежным авторским правам составляют в среднем 10-15% доходов от продажи одной композиции, а по смежным (выплаты исполнителям и производителям фонограмм) — еще 25-40%.



Роман Дорохов

далее...

Ведомости