10.08.2006

ФАС освободит страховщиков. Федеральная антимонопольная служба предложила страховщикам самостоятельно определять стоимость ОСАГО



Федеральная антимонопольная служба предлагает ввести ценовой коридор по ОСАГО, в пределах которого компании сами смогли бы устанавливать тарифы. Сейчас тарифы ОСАГО фиксированы для всех компаний и устанавливаются постановлением правительства. По мнению участников рынка, российский рынок ОСАГО пока не созрел для либерализации.

«Мы считаем, что этот рынок должен быть гораздо более гибким, чтобы каждая компания нашла свою нишу», – заявил глава ФАС Игорь Артемьев на пресс-конференции в среду.

ФАС предлагает зафиксировать нижнюю ставку тарифа и установить ценовой коридор по ОСАГО.

«В Европе, где подобная практика была внедрена еще в середине 90-х годов, часть компаний не справилась с нововведением и ушла с рынка» «Я думаю, что к середине 2007 года это можно осуществить», – уверен Артемьев. Глава ФАС подчеркнул, что сначала свои заключения должны представить Росстрахнадзор и Минфин, а процедура согласования документов в правительстве занимает достаточно много времени.

Сейчас тарифы по ОСАГО фиксированные. Они определены постановлением правительства, вступившим в силу с 1 января 2006 года. Согласно документу базовый страховой тариф для легковых автомобилей юридических лиц определен в 2375 рублей, для легковых автомобилей физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица – 1980 рублей, для легковых автомобилей, используемых в качестве такси, – 2965 рублей.

«ФАС предлагает один из элементов либерализации рынка – введение свободных тарифов», – сказал газете ВЗГЛЯД начальник отдела методологии Российского союза автостраховщиков Владимир Козлов.

В Европе, где подобная практика была внедрена еще в середине 90-х годов, часть компаний не справилась с нововведением и ушла с рынка. «Это притом что в Европе история рынка ОСАГО насчитывает десятки лет, – подчеркнул Владимир Козлов. – Компании начинали демпинговать цены, чтобы привлечь больше клиентов, а потом не справлялись со своими обязательствами».

По его мнению, в России последствия скорой либерализации могут быть более серьезными.

«С этой мерой не надо спешить, нужно, чтобы рынок стабилизировался. В России только в прошлом году было отозвано 9 лицензий по ОСАГО, в 2006 году уже три, – опасается Владимир Козлов. – Надо подождать, когда с рынка уйдут все потенциально неплатежеспособные компании».

Для становления отдельного вида страхования необходимо пять лет. За этот период может уже появиться статистика. «А в России ОСАГО существует всего три года, – объяснил представитель Российского союза автостраховщиков. – Нужно подождать 5–8 лет: если коридор будет установлен сейчас, могут возникнуть дополнительные проблемы».

В частности, недобросовестные компании будут предлагать низкие, демпинговые ставки для привлечения клиентов, а потом банкротиться, и их обязательства перед клиентами будут брать на себя добросовестные участники рынка. «Чтобы избежать этого, уже создан специальный фонд, из которого банкротам выплатили 170 млн. рублей», – отмечает Козлов.

Кроме того, в России отсутствует институт аттестованных актуариев – специалистов страховых компаний, которые отвечают за расчет адекватных страховых тарифов. Это в свою очередь может привести к расчету неверных страховых тарифов, что также может сказаться на устойчивости страховщика.

«Во всем мире ОСАГО не тот сегмент, где получают большие прибыли. В России максимальная ставка прибыли от этой деятельности составляет 5%», – подчеркнул Владимир Козлов.

«ОСАГО скорее социально значимый вид страхования, и надо комплексно и всесторонне анализировать предложения по либерализации страховых тарифов», – считает он.

Начальник отдела автогражданской ответственности компании «Столичное страховое общество» Ольга Зоткина согласна с тем, что введение коридора тарифов на ОСАГО вызовет хаос на рынке. «Сейчас тарифы варьируется в зависимости от региона и мощности двигателя. Если будет введен коридор, это вызовет много вопросов и не будет способствовать популяризации ОСАГО», – считает Зоткина.

Эльдар Бадырханов

Взгляд