11.08.2006

Детский ЕГАИСм. Ситуация на российском алкогольном рынке стала напоминать классическую картинку про дитя без глазу у семи нянек



Со вчерашнего дня ситуация на российском алкогольном рынке не только фактически, но и формально стала напоминать классическую картинку про дитя без глазу у семи нянек. К первым шести "нянькам", охраняющим "дитя",- Минфину, МЭРТу, Минсельхозу, ФНС, ФТС и Госдуме- прибавилась седьмая. Ее роль сыграл руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Главный санитарный врач России рассказал "Интерфаксу", что его ведомство уже приняло новый документ, "призванный усовершенствовать контроль и надзор за безопасностью и качеством алкогольной продукции". Подробностей документа Онищенко не выдал, пообещав лишь, что в бумаге указаны "основные элементы создания "системы обеспечения качества алкогольной продукции"". Тут надо отметить, что после введения в строй знаменитой ЕГАИС участников алкогольного рынка само слово "система" моментально вгоняет в холодный пот. А по предыдущим масштабным проектам главного санитарного врача - запрещению грузинского, молдавского вина и "Боржоми"- можно приблизительно представить, какие последствия могут вызвать его очередные инициативы. При этом еще и недели не прошло с того момента, как министр финансов Алексей Кудрин написал в докладе Михаилу Фрадкову, что кризис на алкогольном рынке был спровоцирован именно тем, что в принятии новых законов, регулирующих отрасль, участвовало целых шесть ведомств, каждое из которых отстаивало собственные интересы.

Можно только гадать, что подтолкнуло Геннадия Онищенко к созданию очередного документа, который наверняка сделает положение еще более запутанным. Отмечу лишь, что, по разным оценкам, телодвижения различных ведомств уже стоили участникам алкогольного рынка $500-600 млн и поставили на грань выживания целые сегменты. Так, дистрибуторы алкоголя, которые раньше чувствовали себя значительно лучше, чем, например, вымирающие оптовые торговцы электроникой, уже начинают подумывать о смене профиля.

Главное, что Алексей Кудрин был в чем-то прав: единого виновника событий на алкогольном рынке определить невозможно. Если запрещение грузинских и молдавских напитков еще можно объяснить политическимииграми, то принятие 102-го закона и все сопутствовавшие ему недоразумения явно не становятся в этот ряд. Ситуация, сложившаяся на рынке к концу лета этого года,- яркий пример того, как масштабный кризис складывается не по вине глобальных гиперзлодеев, а из мелких штрихов, которым поначалу никто не придал значения. Свою лепту внесли все.

Кто-то хотел собирать больше налогов, кто-то хотел бороться с контрафактом, кому-то просто хотелось усилить свои аппаратные позиции. Направленные друг против друга лоббистские усилия производителей пива и водки не прошли даром для отраслей. Можно также благородно предположить, что все участники процесса хотели как лучше. Но почему-то не нашлось достаточно высокопоставленного арбитра, который мог бы посмотреть на положение со стороны и увидеть, что все эти на первый взгляд мелочи в совокупности складываются в картину полного опустошения.

Что ж, возможно, таким арбитром, хотя и постфактум, попробует стать Конституционный суд. Вчера ассоциация "Северо-западный альянс участников алкогольного бизнеса" объявила о намерении подать в КС первый иск на разработчика ЕГАИС - подведомственный ФСБ ФГУП "Атлас". Ассоциация намерена возместить убытки, понесенные от введения системы, которые оценивает в скромные $35 тыс. В отличие от последствий вчерашних инициатив Геннадия Онищенко решение КС предсказать сложно. Но на месте участников алкогольного рынка лично я бы на него не закладывался.

ПЕТР МИРОНЕНКО

Деловая газета "Бизнес"