14.08.2006

Убыточные вложения. Строительство завода в России не приносит автопроизводителям бухгалтерской прибыли



Иностранные автопроизводители в России работают себе в убыток. Такой вывод можно сделать, исходя из анализа финансовых показателей дочерних компаний автопроизводителей за 2005 год. Эксперты считают, что убытки Ford и Renault в России связаны с необходимостью инвестиций в их заводы: прибыль от продажи машин на растущем рынке съедается амортизацией оборудования и кредитами под расширение. Однако аналитики уверены, что уже скоро заводы начнут приносить прибыль.

После двух лет работы с прибылью ЗАО "Форд мотор компани" (ФМК), российская "дочка" Ford, закончило 2005 год с убытком в 59,97 млн руб., сообщается в отчете СПАРК. "Ford официально не публикует финансовую отчетность по российскому рынку, в связи с чем не комментирует свои цифры",- заявила PR-менеджер ФМК Екатерина Кулиненко.

ФМК получала прибыль только в 2003 (680 млн руб.) и в 2004 (332 млн руб.) годах, тогда как в 2001 и 2002 годах терпела убытки: 454 млн руб. и 649 млн руб. соответственно.

Еще хуже финансовые показатели у ОАО "Автофрамос", представляющего на российском рынке интересы Renault.

Его чистый убыток составил 1,513 млрд руб., а валовая рентабельность - минус 17%.

В "Автофрамосе" также не стали комментировать отчетность своей компании. Ранее вицепрезидент Renault Патрик Блэн в интервью "Бизнесу" отмечал, что российский филиал концерна не является рентабельным, что связано с большим объемом инвестиций в российский завод. "Однако в феврале глава Renault Карлос Гон анонсировал новый план развития компании - Contrat 2009, согласно которому российское отделение Renault должно стать рентабельным максимально быстро",- сказал он тогда, добавив, что в концерне надеются, что "Автофрамос" начнет приносить прибыль в будущем году. С 2001 года "Автофрамос" ежегодно терпел убытки, в 2004 году они впервые превысили миллиард, составив 1104 млн руб.

Между тем, другие дочерние компании иностранных автопроизводителей, работающих в России, в прошлом году показали прибыль. Их операционная рентабельность составила 2,6-4,7%, за исключением BMW, показавшего 12,8-процентную рентабельность. "3-4% - это нормальная рентабельность для импортерско-дистрибуторской компании",- считает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. По его словам, такая компания не ставит целью заработать,а развивать сеть и увеличивать продажи. К тому же гендистрибуторы практически не имеют амортизационных отчислений, в отличие от компаний, которые построили собственные заводы. К примеру, объем основных средств "Тойота Мотор", согласно балансу, оценивается в 464 млн руб., и это, заметим, больше, чем у любой другой импортерской компании. У "Автофрамоса" и ФМК этот объем оценивается в 4,53 и 2,47 млрд руб. соответственно.

Не исключено, что дабы избежать подобных ситуаций, компании, которые объявили о строительстве предприятий в России в последнее время,- Toyota, Nissan, Volkswagen - вынесли производство в отдельную дочернюю структуру (при таком раскладе завод будет перепродавать машины генеральному импортеру, то есть транзакция будет осуществляться между дочерними компаниями производителя). Тогда как "Автофрамос" и ФМК занимаются и импортом, и производством автомобилей.

"Ford и Renault занимаются сооружениями заводов в России, что требует инвестиций",- напоминает Александр Агибалов. В 2005 году Ford проводил переоснащение завода, которое позволило ему, во-первых, увеличить объемы выпуска до 60 тыс. автомобилей в год, во-вторых, поставить на конвейер второе поколение модели Focus. Затраты на эти мероприятия оценивались в $50 млн. Что касается Renault, то компания в прошлом году открыла производство Renault Logan, инвестиции в которое составили 230 млн евро. "Согласно российскому законодательству, инвестор может сразу отнести на себестоимость до 10% от вложенных в реконструкцию средств",- говорит заместитель генерального директора компании "Консалтинговые услуги" Александр Костин.

"Для расширения и организации производства компании вынуждены брать кредиты, например, у своих материнских компаний. Соответственно, проценты по кредитам висят на российских "дочках"",- добавил Агибалов. Согласно отчетности компаний, у "Автофрамоса" краткосрочные и долгосрочные обязательства по итогам года были на сумму 3,44 млрд руб., а у ФМК - на 8,25 млрд руб., из которых 3,12 млрд руб. - в долгосрочных обязательствах. "Обслуживание такого кредита обходится минимум в $50 млн в год",- отмечает эксперт.

"На этапах расширения производства компании несут убытки, так как инвестируют.

Однако уже черезкороткое время с ростом производства новые мощности начнут приносить компаниям прибыль",- считает аналитик ИФК "Уралсиб" Кирилл Чуйко. Он отмечает, что обе компании активно сражаются за долю рынка, а, учитывая, что он растет на 60% в год, вернуть вложения можно будет быстро.

РОМАН ГУЛЯЕВ

Деловая газета "Бизнес"