14.08.2006

Ющенко остался без порта. Построив порт, Украина могла стать одним из ведущих перевозчиков грузов в Черноморском регионе



Ющенко Депутаты всех уровней в Евпатории поставили крест на идее Виктора Ющенко построить в Донузлаве самый крупный в стране морской порт. По их мнению, строительство порта обернется для Крыма экологической катастрофой, а полуостров перестанет быть курортом. Это подтверждают ученые Крымской академии наук.

Идея построить на озере Донузлав портово-промышленный комплекс была озвучена еще в 2004 году. Инициатором строительства выступило Министерство транспорта Украины, которым в то время управлял Георгий Кирпа.

«Ученые, в свою очередь, пришли к выводу: переработка 60 млн. тонн груза ежегодно погубит курорты западного Крыма» Говорили, что, построив порт, Украина станет одним из ведущих перевозчиков и переработчиков грузов в Черноморском регионе. Грузооборот комплекса должен составить 60 млн. тонн в год, притом что все остальные порты Украины перерабатывают 120 млн. тонн грузов. На озере Донузлав планировали построить терминалы по переработке химических грузов, руд и металлов, каменного угля и по перевозке зерна, тем самым создав 1500 рабочих мест.

Указ о создании морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав» Ющенко подписал в сентябре 2005 года. Согласно документу портовый комплекс создаст благоприятные условия для развития транспортной инфраструктуры, расширения транзитных возможностей, решения социально-экономических проблем Крыма. По предварительным оценкам экспертов, стоимость проекта составит порядка 2 млрд. долларов США.

Ющенко сам активно искал для строительства инвесторов. В конце августа 2005 года во время саммита СНГ он презентовал этот проект, предлагая странам-участницам использовать портовые сооружения на правах собственности. Предложение должно было заинтересовать государства, у которых нет выхода к морям или океанам. В декабре того же года на форуме в Киеве президент пригласил к сотрудничеству в проекте представителей стран Сообщества демократического выбора. Среди заинтересовавшихся были Турция и Франция.

В Крыму к проекту с самого начала отнеслись негативно. В январе 2006 года Евпаторийский городской совет принял заявление с требованием приостановить реализацию проекта до проведения предварительной экологической экспертизы.

Ученые, в свою очередь, пришли к выводу: переработка 60 млн. тонн груза ежегодно погубит курорты западного Крыма, а работы по углублению озера приведут к размыву пляжей Каламитского залива, загрязнению его вод нефтяной пленкой, насыщению атмосферного воздуха продуктами химического производства.

Депутат Верховной рады АРК Олег Родивилов заявил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что строительство нового порта никому не нужно - об этом говорит тот факт, что Керченский морской порт загружен всего на 70% своих мощностей, а феодосийский - на 40%. Заместитель министра промышленности связи и ТЭКа Инвер Мамутов назвал другие цифры: «Несмотря на то, что процент загруженности украинских портов в 2005 году составлял всего 61,7%, строить комплекс нужно, так как с 1996 года наблюдается тенденция ежегодного увеличения грузопотоков портов Украины на 3,4%.

И сегодня речь идет о том, кто будет владеть грузопотоками, через какую страну будет осуществляться транзит грузов».

Мечты украинской власти о создании порта могли бы осуществиться, если бы Украина не поставила свою подпись под Орхусской конвенцией, согласно которой в принятии решений, связанных с изменением экологической среды, должна принимать участие общественность. Общественность в данном случае против.

А разговоры о строительстве портово-промышленного комплекса «Донузлав» привели к тому, что западный Крым уже начал терять потенциальных инвесторов, которые хотели вкладывать деньги в развитие курортной инфраструктуры Крыма. // Марина Пурим

Взгляд