15.08.2006

Фрадков перегоняет ответственность



Цена на спиртное в отдельных регионах выросла в два раза, и борьбу с последствиями алкогольного кризиса возложили на ФНС. Проблемы насыщения прилавков алкогольной продукцией это не решит: правительство просто переваливает вину с одного ведомства на другое.

Правительство продолжает пытаться преодолеть последствия вступившего с 1 июля нового закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции».

Создаваемая законом процедура, кроме введения новых акцизных марок, предполагала контроль за передвижением алкоголя между игроками рынка с помощью специальной компьютерной системы. Но после внедрения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) с рынка моментально ушло 80% алкогольной продукции.

В соответствии с новой редакцией закона о госрегулировании производства и оборота спирта и алкоголя, с 1 января этого года был осуществлен первый этап введения ЕГАИС – на спецмарки стал наноситься штрих-код, содержащий информацию о производителе, виде и наименовании алкогольной продукции, содержании этилового спирта, объеме алкогольной продукции в таре. Второй этап введения системы предусматривал, что с 1 июля на предприятиях торговли должны заработать автоматизированные средства фиксации в ЕГАИС концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции. Речь идет о введении системы, которая будет передавать на сервер ФНС информацию о концентрации и объеме безводного спирта в готовой продукции. Однако пока эта система в полном объеме не работает, ЕГАИС функционирует в «ручном режиме».

Правительство начало поиски виноватого (виновными назвали Минфин и ФСБ), а затем и ответственного за внедрение системы и осуществление ее работы. В конце концов Михаил Фрадков внес изменения в положение о Федеральной налоговой службе (ФНС), передав ЕГАИС в ее ведение. Отныне учет объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции лежит на ФНС.

Судя по всему, правительство реально испугалась последствий алкогольного кризиса в такой пьющей стране, как Россия. Вадим Дробиз, директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР), рассказал «Газете.Ru»: «Хорошо, что наконец-то появился не крайний, а ответственный за проблему, но работа продолжается, быстрой она не будет». При этом он подмечает активизировавшуюся работу со стороны и других ведомств в попытке решить проблему дефицита алкоголя: «Активизировался Роспотребнадзор, который пытается выполнять несвойственные ему функции вплоть до создания методик контроля за качеством винодельческой продукции «от земли» и до конечной продукции».

Правда, информация в ЕГАИС, по словам Дробиза, будет вводиться еще долго, а участники рынка смирились с тем, что ЕГАИС никто не отменит. Поэтому до конца августа СУАР вместе с ТЦ «Атлас» (подконтрольный ФСБ разработчик ЕГАИС) создадут собственный учебный центр для обучения операторов работе в системе.

Все это можно было сделать и ранее, а сейчас игроки рынка подсчитывают убытки. По информации Дробиза, половина розничных торговых точек закрылась, то есть прекратила торговать алкоголем. По импорту ассортимент сократился в десятки раз: старая продукция не «переклеена» акцизными марками, а значит, в продажу поступить она не может.

Отечественная продукция поступает, но выбор невелик. Кроме того, между регионами поставки продукции еще не налажены. В связи с этим алкогольная продукция в среднем подорожала на 15–20%, а в отдаленных регионах, например, в Норильске – на 100%.

Ситуация в рознице полностью отражает слова эксперта. PR-менеджер розничной сети «Азбука вкуса» Николай Комаров рассказал «Газете.Ru»: «Наш алкогольный ассортимент мы восстановили пока только до 30%. Не хватает вина, коньяков, виски. Есть испанские, французские, итальянские вина, нет аргентинского, израильского, венгерского, потому как поставщики и дистрибуторы сейчас в первую очередь обращают внимание на быстрооборачиваемый товар и на крупные партии.

Российский алкоголь представлен почти весь. Два-три месяца, как мы и предполагали, уйдет на восстановление полного ассортимента в магазинах».

Директор по продажам компании «Армянский коньяк» (один из основных дистрибуторов компании Pernod Ricard) Григорий Коваленко сообщил «Газете.Ru»: «Наш ассортимент ничуть не изменился: у нас в обороте все те же самые позиции, только их в 3 раза меньше, чем нам необходимо сейчас. Нехватка составляет 500 тыс. бутылок продукции. Столько алкоголя, сколько нужно, нет в России.

С 1 июля мы начали отпускать товар практически на пустые полки магазинов: сейчас идет насыщение розницы практически с нуля. Поставщики нам в свою очередь обещают, что ситуация до сентября-октября разрешится».

В магазинах сети «Копейка» более оптимистичны. «Многие поставщики надеются возобновить поставки импортного алкоголя, по самым оптимистичным прогнозам, до конца августа», – сообщила «Газете.Ru» менеджер по связям с общественностью ОАО «Торговый дом «Копейка» Наталья Резник.

Привыкшие к непоследовательным действиям властей игроки рынка, конечно, не ждут извинений. Однако в их рядах крепнет уверенность, что на этот раз правительство попытается сделать все более безболезненно для рынка. По крайней мере, они намекают, что законодательство нужно изменять. Например, Вадим Дробиз заявил «Газете.Ru»: «Я думаю, что депутаты займутся поправками в закон, чтобы не получилось как всегда. Но я надеюсь, что без бизнес-сообщества на этот раз не обойдется». // Анна Дорофеева

Газета.RU