15.08.2006

Есть куда расти. Российская продуктовая розница консолидируется за счет регионов


Три крупнейших продуктовых ритейлера в России занимают около 4% рынка, в то время как в странах Восточной Европы этот показатель составляет 10-30%. Чтобы к 2010-2015 гг. консолидация российской торговли достигла европейского уровня, каждой из трех основных сетей придется увеличить выручку на порядок. По мнению экспертов, органический рост такими темпами невозможен.

Россия и Европа

По данным Росстата, продуктовая розница в 2005 г. наторговала на $113 млрд. В майском обозрении Райффайзенбанка говорится, что к 2010 г. размер рынка может достигнуть $274 млрд, т. е. среднегодовые темпы роста составят около 19%. Прогноз международной организации IGD скромнее — всего $203 млрд к 2010 г. Но в обоих случаях продовольственный рынок России станет крупнейшим в Европе и пятым в мире.

Но определение “самый” не подходит российскому рынку, когда дело касается консолидации. На менее емких европейских рынках три крупнейших ритейлера в среднем контролируют от половины до 95% продаж (данные ACNielsen). Самые высокие показатели в Швеции (95%), Норвегии (86%), Финляндии (80%), Швейцарии (76%). Меньше консолидированы рынки Франции (64%), Великобритании (58%), Германии (57%). Еще меньше в странах Восточной Европы — Венгрии (32%), Чехии (25%), Польше (11%). В России же в 2005 г. три крупнейших игрока — Metro Cash & Carry (чистые продажи $1,8 млрд), “Магнит” ($1,578 млрд) и “Пятерочка” ($1,359 млрд) — занимали около 4% рынка.

После слияния “Пятерочки” с “Перекрестком” глава объединенной компании Лев Хасис заявил о планах сетей через 10 лет получить до 15% рынка. Бизнесмен уточнил, что минимум столько лидер рынка обычно получает в западных странах. В прошлом году “Пятерочка” и “Перекресток” совместно занимали около 2% (совокупная чистая выручка — $2,375 млрд). Объем рынка к 2015 г. составит, по прогнозу UFG, около $300 млрд. То есть, если все пойдет по плану, объединенная компания должна будет в 2015 г. показать выручку до $45 млрд. Это примерно в два раза больше, чем сейчас приходится на все российские продуктовые сети. Ежегодный рост “Пятерочки” при таком раскладе должен составлять около 35%.

В обзоре Райффайзенбанка говорится, что теоретически такие темпы возможны. К 2010 г. доля сетевой торговли на продуктовом рынке увеличится до 41% по сравнению с 21% в 2005 г., что соответствует среднегодовым темпам роста сетей в 36%.

Только вот темпы роста крупных сетей замедляются. Среднегодовой рост “Пятерочки” в 2003-2005 гг. составил 34%, “Перекрестка” — 65%. Но по итогам 2005 г. чистая выручка “Пятерочки” увеличилась всего на 23%, “Перекрестка” — на 54%. “Магнит” в прошлом году вырос на 86%, но в этом планирует всего 40%.

По мнению аналитика UFG Алексея Кривошапко, органически крупные сети не смогут расти на 40% ежегодно. По его подсчетам, органический рост “Пятерочки”, “Перекрестка”, “Магнита” и “Седьмого континента” в течение пяти лет будет составлять не более 25-35%. Остальное придется добирать за счет сделок по слиянию и поглощению (M&A, mergers & acquisitions). Сделки M&A, разумеется, будут происходить все чаще, согласен директор по связям с инвесторами “Магнита” Хачатур Помбухчан. По его словам, “Магнит” раньше подобными сделками не увлекался из-за непрозрачности бизнеса конкурентов, завышенной стоимости предложения и пробелов в законодательстве. Но и эта сеть может закрыть 2006 год с несколькими покупками. Хотя “Магнит” все же предпочитает арендовать сетевые магазины, как это случилось с частью нижегородской “Эконты”.



Юлия Ярош

далее...

Ведомости