17.08.2006

Негативный позитив



Прочтение деловых газет может вызвать этим летом у читателя ощущение полного апокалипсиса, устроенного чиновниками на всех сегментах рынка.
Один за другим рекламный, алкогольный, игорный бизнес по очереди оказываются на грани существования.
Это не совсем так. Периодически чиновники радуют рынок. Но делают это специфически. Как в анекдоте советских времен о том, что гражданин СССР испытывает больше радостей, чем житель любой другой страны: "Колбасы купил- радость, туалетной бумаги - тоже радость". Так, например, получилось с ГОСТом по наружной рекламе, по котор под снос попадало 80% щитов.
Сначала ГОСТ приняли. Потом послушали, что говорят операторы "наружки". Поняли, что перегнули палку. В итоге ГОСТ все-таки ввели в действие, но по договоренности с ГАИ рекламные щиты остались на месте. Зачем ГОСТ вводили, правда, осталось непонятно, но рекламисты порадовались.
Сегодня радуются участники парфюмерного рынка. Дело в том, что производителей духов, кремов и лаков для волос тоже записали в "алкогольщики" - ведь содержание спирта в их продукции превышает 1,5%. Дальше было как с наружной рекламой. Налоговики пытались отследить путь флакона "Тройного" одеколона к столу деревенского алкоголика по неработающей ЕГАИС, а мелкие дистрибуторы копили деньги на ее установку. Тем временем парфюмерщики писали письма Фрадкову, депутаты постепенно приходили к осознанию своей неправоты и к мысли о том, что нужно было оговорить некие исключения.
Что подпольные производители алкоголя вряд ли будут выбрасывать на рынок контрафактные партии крема для рук.
Что клеить акцизную марку на флакон духов Hugo Boss особого смысла не имеет. В общем, назрели очередные поправки, которые Госдума рассмотрит осенью.
Ладно. Поправки внесли.
Участники парфюмерного рынка порадовались. Торговцам кремами больше не надо копить на ЕГАИС. Правда, духи Hugo Boss емкостью большей, чем сакральные 50 мл, по закону все равно остаются потенциальным суррогатом алкоголя. Но это мелочи. В качестве заменителя дешевой водки духи Hugo Boss вряд ли выдержат конкуренцию с настойкой боярышника, которая абсолютно свободно продается в аптеках. Ведь "боярышник", давно уже перехвативший у "Тройного" лавры народного напитка, признан лекарственным средством. А значит, 102 закон к нему никакого отношения не имеет.
Нет необходимости в запуске кампании по признанию "боярышника" суррогатом алкоголя и заставлять производителей клеить на него акцизную марку. Ведь и из этого ничего хорошего не выйдет - есть же люди, которые употребляют ее не как суррогат алкоголя, а как средство лечения тахикардии. И сценарий борьбы с "боярышником" можно легко себе представить: "запретительные" поправки, письмо Фрадкову, "разрешительные" поправки. В конце концов все остаются рады, хотя вопрос "зачем было принимать?" снова остается без ответа. За отсутствием нормальных новостей бизнес готов радоваться и таким.

ПЕТР МИРОНЕНКО

Деловая газета "Бизнес"