18.08.2006

Расчет усушки. Правительство разрешило импортерам устанавливать дисконт на таможенную стоимость товаров, поврежденных при ввозе



Правительство разрешило импортерам устанавливать дисконт на таможенную стоимость товаров, поврежденных при ввозе, а также сохранять контрабандный товар при условии, что его владелец уплатит все причитающиеся таможенные платежи. По мнению экспертов, новые правила позволят серьезно сократить полномочия инспекторов, которые зачастую определяют таможенную стоимость грузов фактически на свое усмотрение.
В то же время участники ВЭД опасаются, что решение правительства приведет к созданию очередной лазейки, которой могут воспользоваться недобросовестные импортеры для поставок на внутренний рынок "серого" импорта под видом поврежденных и, соответственно, уцененных товаров.
В июле этого года вступила в силу новая редакция закона о таможенном тарифе, детализировавшая механизмы применения методов по определению таможенной стоимости товаров. Вслед за этим ФТС выпустила письмо, призванное сократить количество административных дел против участников ВЭД при определении ими таможенной стоимости товаров (см. "Бизнес" от 31 июля). На днях премьерминистр Михаил Фрадков подписал постановление, которым устанавливаются новые правила определения таможенной стоимости товаров при пересечении российской границы.
Так, например, в документе устанавливается порядок определения таможенной стоимости товаров, поврежденных при ввозе в результате аварии или действия непреодолимой силы. "До сих пор этот вопрос не был урегулирован,- рассказала "Бизнесу" начальник отдела нормативного регулирования определения таможенной стоимости Минфина Лариса Бондарь.- Действовал принцип: изменение качества товара не учитывается при определении таможенной стоимости товара".
Сейчас с учетом действующих норм в странах-членах ВТО принцип изменен, и участник ВЭД имеет право изменить стоимость поврежденных товаров, если поменялась их рыночная стоимость, говорит Бондарь, но для этого декларант должен представить документальные подтверждения. "Ситуация с поврежденными товарами всегда вызывала вопрос: побились телевизоры, что-то испортилось, а таможенная стоимость остается прежней",- возмущается старший юрист практики по таможенному праву и валютному регулированию компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Елена Белозерова.
Она уверена, что появление постановления, разъясняющего эту ситуацию,- большой плюс для участников ВЭД.
Но участники рынка опасаются, что послабления могут сыграть на руку "серым" импортерам. "Это может стать лазейкой для мелких игроков, особенно если вопрос о том, на сколько снижать пошлину, будет решаться на уровне таможенных постов",- рассуждает PR-директор сети магазинов "Техносила" Надежда Сенюк.
Наоборот, возражает Бондарь, решение правительства сокращает возможность произвола и для таможенников, и для декларантов. "А когда нет нормативной базы, двум сторонам невозможно разрешить спор даже в суде",- подчеркнула она. PRдиректор отраслевой ассоциации РАТЭК Антон Гуськов также сомневается, что новые правила дадут импортерам возможность занижать таможенную стоимость. "Конечная точка, где определяются конкретные таможенные платежи,- именно таможенный пост. Так что новые правила вполне в духе закона",- считает Гуськов.
Чиновники также решили смягчить действующий режим в отношении товаров, поступивших на российский рынок контрабандным путем, без уплаты таможенных платежей, которые теперь будут уплачивать "сегодняшним днем", то есть в зависимости от изменений рыночной стоимости товаров. "Незаконно перемещенные товары могут быть найдены уже в ходе таможенного пост-контроля, причем у лица, которое их не ввозило и поэтому не обязано уплачивать таможенные платежи",- рассказывает Лариса Бондарь. Если таможня обнаружит, что пошлины не были уплачены, этот товар не может обращаться на территории России. Но если предприниматель хочет сохранить товар и готов заплатить, то для расчета таможенных платежей нужно определить таможенную стоимость. Как рассказали "Бизнесу" участники рынка, сейчас компенсацию за поврежденный в пути товар платит перевозчик. Для этого заказчику надо представить протокол о повреждении с фотографиями поврежденного груза. Попросивший об анонимности таможенный брокер отмечает: весь вопрос в том, что судьба нового постановления будет зависеть от конкретного механизма его исполнения. По словам Ларисы Бондарь, теперь в подобных случаях товар рассматривается как только что ввезенный, и на основании этого определяется его таможенная стоимость.
Кроме того, отдельно правительство указало принципы определения таможенной стоимости при вывозе товаров с российской территории. Так, не будет применяться один из шести методов определения стоимости- по цене продажи товара на внутреннем рынке страны импорта. "Мы же не можем отслеживать, как товар продается на внутреннем рынке страны, куда он вывезен",- отмечает представитель Минфина.

АРИНА ШАРИПОВА
ПЕТР МИРОНЕНКО

Деловая газета "Бизнес"