22.08.2006

Половина держателей карт - клиенты Сбербанка



Первое полномасштабное исследование рынка пластиковых карт (до этого анализировались лишь кредитные карты) принесло вполне ожидаемые результаты.
По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), половина россиян, пользующихся карточками, имеют карты Сбербанка. Первенство госбанку в этом сегменте рынка приносят "зарплатные" проекты и разветвленная сеть обслуживания. Однако вскоре, предрекают аналитики, ситуация должна измениться. Сейчас более 70% карточного бизнеса приходится на дебетовые карты, но доля кредитных карт может достигнуть 50% уже через дватри года, прогнозируют эксперты. По мере роста доли кредитных карт Сбербанк, их не выпускающий, будет терять позиции на рынке.
Согласно результатам исследования, проведенного НАФИ совместно с Ассоциацией региональных банков России, 41,4% москвичей предпочитают пользоваться пластиковыми картами Сбербанка. На втором месте по популярности карточные продукты "Русского стандарта" (9,1%). За ним следуют Ситибанк и Банк Москвы (по 8,6%), Райффайзенбанк (8%), Альфа-банк (4,4%). По России на карты Сбербанка приходится еще больше - 51,6%. При этом более 70% респондентов используют карты для получения зарплат.
Сбербанк выпускает только дебетовые карты, а "Русский стандарт", например, только кредитные. Но количество карт, выпущенных обоими банками, сопоставимо - 14,9 млн карт у Сбербанка и 12,1 млн карт у "Русского стандарта" (активированных из них, по оценкам экспертов, только 30-50% - этот показатель зависит от сезонного фактора, например, он растет перед праздниками).
Вице-президент Связь-банка Аркадий Комягинский считает, что лидерство Сбербанка заключается не в популярности его карт, а в их распространенности и доступности. Сбербанк традиционно обслуживает самую широкую аудиторию - это различные социальные слои населения, включая бюджетников, говорит начальник управления платежных карт Промсвязьбанка Игорь Демчев. Статус госбанка автоматически приносит Сбербанку ряд "зарплатных" проектов по госслужащим, кроме того, он обладает самой большой в стране сетью отделений, что является существенным преимуществом, особенно в регионах, соглашается генеральный управляющий по розничным продуктам и услугам Международного московского банка Алексей Аксенов. Правда, Демчев предупреждает, что это не может не сказываться на рентабельности карточного бизнеса, так как основную прибыль банку приносят обороты по картам, а по состоятельным клиентам они выше.
Аналитики "Русского стандарта" утверждают, что при выборе банковской пластиковой карты определяющую роль для потребителя играет брэнд. Кроме того, клиенты в первую очередь обращают внимание на размер процентной ставки и величину кредитного лимита.
Уровень дохода 56,9% россиян, имеющих опыт общения с картами, превышает 5 тыс. руб.
Почти у 50% россиян, пользующихся картами, нет проблем с покупкой продуктов и одежды, но с приобретением вещей длительного пользования они испытывают затруднения. "Среди тех, кто сегодня оплачивает пластиковой картой крупные покупки на сумму свыше 15 тыс.
руб., преобладают владельцы кредиток. Для покупки менее дорогих вещей население прибегает к собственным средствам, как наличным, так и безналичным ("зарплатные" карты)",- поясняет генеральный директор НАФИ Владимир Дудницкий. Доля кредитных карт лишь 16% - по России и 19% - по Москве, а на "зарплатные" карты приходится 76% и 62% соответственно.
Но эксперты уверены, что доля кредитных карт будет расти. На Западе 99% всех карт - это кредитные, напоминает Игорь Демчев. По его словам, уже сейчас банки предлагают кредиты в рамках "зарплатных" проектов, и доля кредиток растет. Кредитки становятся все более популярными как альтернатива потребительскому кредитованию и экспресс-кредитам в магазинах, добавляет Алексей Аксенов. На конец года прирост этого сегмента составит не менее 5-7%, прогнозирует Дудницкий. А через два-три года доля кредитных карт может превысить 50%, считает Комягинский. Впрочем, Аксенов отмечает, что прирост будет и по дебетовым картам, в первую очередь за счет "зарплатных" проектов.

ОКСАНА КОБЗЕВА

Деловая газета "Бизнес"