22.08.2006

Участники рынка поддерживают Минсельхоз



Большинство участников рынка с энтузиазмом восприняло заявление министра. "Мы неоднократно обращались в различные госструктуры с требованием сократить размер американской квоты на 30%,– говорит исполнительный директор Ассоциации операторов российского мяса птицы Антон Суриков.– Тогда правительство, ссылаясь на различные межправительственные договоренности, отказалось пойти нам навстречу, и мы были вынуждены сами ограничить объемы ввоза куриного мяса". Как уже писал Ъ (см. номер от 1 марта), такое решение было принято крупнейшими импортерами в связи с резким падением цен на куриное мясо. На тот момент цены в России упали до 35 руб. за 1 кг, что является нижним пределом себестоимости производства отечественной курятины, при котором рентабельность производства приближается к нулю. Маржа импортеров опустилась до 1-2%.

По словам Антона Сурикова, ассоциация, члены которой импортируют 98% всего американского мяса птицы, считает, что ограничения гарантируют стабильность внутреннего рынка. "При ежегодном росте объемов производства отечественными птицеводами по логике импорт необходимо уменьшать",– подытожил господин Суриков. С ним соглашается гендиректор "Ставропольского бройлера" (входит в АПК "Агрос") Михаил Докукин: "Реально сократить объем импорта до 20%, если не будет происходить увеличения импортных квот, а объемы российского производства продолжат расти на 17-18% в год".

Некоторые эксперты, однако, отмечают, что сокращение доли США в поставках куриного мяса будет иметь и ряд негативных последствий для рынка. "Американские окорочка на сегодняшний день являются самыми дешевыми по мировым меркам, и рост цен на курятину внутри России неизбежен",– говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Глава российского представительства совета США по экспорту домашней птицы и яиц Альберт Давлеев уверен, что Бразилия не сможет полностью заместить поставки курятины из США: "В мае из-за кризиса на мировом рынке эта страна приняла решение сократить внутреннее производство куриного мяса на 25%".

Основные потребители импортной курятины мясопереработчики, впрочем, прогнозируют, что цены вряд ли вырастут до критического уровня. Руководитель отдела снабжения компании "Дымов" Андрей Москалев говорит, что рост конкуренции с отечественными птицеводами "вряд ли позволит импортерам задирать цены".

СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА

От чего еще американского отказаться?

Владимир Исаков, вице-президент Торгово-промышленной палаты:

– От американского имперского мышления, которым страдают наши чиновники. От манеры американцев разговаривать на языке ультиматума. Нам не надо идти на столкновение, ведь у нас торговая позиция гораздо слабее.


Олег Марасанов, директор по экономике и развитию компании "ВКМ-Лизинг":

– От продовольственных товаров – по крайней мере, мы должны это делать по мере становления нашей промышленности. Хотя, конечно, решения, подобные нынешнему, имеют политическую окраску, и тем не менее это положительно скажется на наших производителях.


Константин Бабкин, президент Союза производителей сельхозтехники "Союзагромаш":

– Полностью отказываться ни от чего нельзя, но надо поставить американцев в одинаковые условия с нашими производителями. Кроме того, нужно ограничить политическое влияние США на наших чиновников – в первую очередь на Кудрина и Грефа. Аргументация американских представителей для них важнее, чем российские интересы.


Аркадий Пономарев, гендиректор и владелец холдинга "Молвест" (Воронеж):

– От кока-колы. А если и от всех американских продуктов откажемся, то будем чувствовать себя не хуже – там ничего хорошего не производят, все их продукты построены на генной инженерии. Если хорошо подготовиться, то мы проживем и без их товаров, которые можно сравнить с китайскими.


Николай Кондратенко, депутат Госдумы, бывший губернатор Краснодарского края:

– От американской политики высоких цен на электроэнергию внутри страны. Постоянный рост цен на бензин и газ вовсе загубит нашу промышленность. Ни сельское хозяйство, ни заводы, ни фабрики не будут конкурентоспособными, потому что себестоимость продукции будет выше, чем за рубежом. И тогда нам ничего не останется, как ввозить их "химию".


Виктор Семенов, председатель совета директоров группы компаний "Белая дача", в 1998-1999 годах министр сельского хозяйства:

– Пока ни от чего. Без их курятины мы не обойдемся, нам надо больше трех лет, чтобы восполнить этот пробел, а европейцы не смогут нам поставить мясо в таких объемах. Нашему правительству надо не надувать щеки и готовить "ответы Чемберлену", а поучиться вести бизнес за рубежом.


Анатолий Добрынин, в 1962-1986 годах посол СССР в США:

– Когда отношения хреновые, не надо еще делать друг другу пакости и устраивать детский сад. Американские нефтяники и сталелитейщики не хотят пускать нас на свой рынок, так забудем пока про него и займемся завоевыванием других ниш.


Александр Невзоров, независимый депутат Госдумы:

– Зачем? Это минутные забавы. Запрещать "Макдоналдс" или кока-колу нельзя, многим они нравятся, и силой в "Макдоналдс" никого не гонят.



Как Россия импортирует мясо птицы

Объем потребления мяса птицы в РФ составляет чуть более 2 млн т в год. Его ввоз регулируется за счет импортной квоты в размере 1,09 млн т в год. Основные поставщики мяса птицы – США (74% от общего объема импорта) и страны ЕС (18%). По данным минсельхоза США, в 2005 году американцы поставили в Россию 784,7 тыс. т мяса птицы на общую сумму $667,2 млн. Кроме того, между Россией и США в 2005 году было подписано двустороннее соглашение о торговле мясом (птица, говядина и свинина), предусматривающее увеличение до 2009 года квот на импорт мяса, в том числе мяса птицы, до 1,252 млн т (в 2005-м – 742 тыс. т) с уплатой пошлины 15%.

КоммерсантЪ