29.08.2006

ФНС пытается подлить. ФНС окончательно признала, что ЕГАИС еще долго не будет работать в автоматическом режиме



Это означает, что ситуация с алкоголем не улучшится. Тем временем возник рынок пустых бутылок с нетронутой акцизной маркой, в которые можно налить любую жидкость и продать под видом легального алкоголя.

Федеральная налоговая служба (ФНС) вводит новый временный порядок фиксации сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Однако так называемый новый режим ввода информации в ЕГАИС на самом деле никак не решает проблемы нехватки импортной продукции на рынке. До сих пор в автоматическом режиме система не работает и данные в нее можно вводить только вручную. Напомним, что именно неработающая ЕГАИС вместе с тотальной нехваткой новых акцизных марок привели к тому, что с полок магазинов исчез алкоголь. Сейчас марок уже напечатали достаточно, но система продолжает тормозить. Однако по закону вся информация о продаже алкоголя должна быть введена в систему. Сейчас ФНС фактически признала, что проблемы на алкогольном рынке окончательно не будут решены еще очень долго.

Как поясняет директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз, «принятый документ ничего не меняет». «1 августа, когда состоялось совещание у Владимира Путина и было объявлено, что в течение недели ЕГАИС начнет работать, тогда еще были радужные перспективы. Сегодня таких перспектив нет, сегодня ясно, что система сложна и недоработана, несмотря на то что она работает в режиме опытной эксплуатации, – рассказывает Дробиз. – ФНС это признала, а принятый документ просто закрепляет ручной режим на довольно длительный период, таким образом временный делая постоянным».

В результате воздействия государства на алкогольный рынок он может серьезно измениться. Президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин рассказал «Газете.Ru»: «Лицензии на импорт отменены, поэтому теперь импортером может быть любой оптовик. Всего оптовиков сейчас 2,5 тыс., почти все из них уже подключили ЕГАИС. При этом на данный момент в режиме ручного ввода отгружается 80% всей продукции, остальная – в штатном автоматическом».

При этом в условиях неразберихи труднее всего приходится маленьким и средним компаниям. «Газета.Ru» уже писала о том, что ряд крупных игроков рынка решили этим воспользоваться и перекроить рынок под себя. Например, один из импортеров на российском рынке – компания ILS, недавно начавшая свою работу под покровительством компании «Винный мир», за месяц работы заключила контракты с такими участниками рынка, как Nemiroff, Diageo, ТМ «Хортица» и другими. По информации «Газеты.Ru», подобные предложения мелким игрокам делают и другие крупные компании. Фактически крупные игроки предлагают мелким свою помощь в решении проблем, связанных с новыми правилами. В перспективе это может привести к серьезному переделу рынка.

При этом ассортимент импортного алкоголя, как и месяц назад, оставляет желать лучшего и улучшений пока не предвидится. Более того, оптовики везут в основном быстро оборачиваемый товар: дешевое вино, шампанское. «Сейчас импортерам гораздо выгоднее и проще торговать ширпотребом, ввозить недорогую продукцию массового спроса», – отмечает Шапкин. Директор по внешним связям комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса Александр Романов уверен, что ситуация на рынке импортной алкогольной продукции становится только хуже: «Рынок не наполняется импортным алкоголем. Вполне возможно, что наполняется он чем-то другим, только вопрос, чем».

Косвенно на вопрос о том, «чем заполняется рынок», ответил Дробиз: «Алкогольный ассортимент потихонечку увеличивается, но преимущественно российской продукцией. Тем временем в регионах растет потребление суррогатов, в значительной степени выросло производство самогонных напитков.

Все Подмосковье спокойно торгует молдавской и грузинской продукцией старых запасов».

Не защищены и покупатели дорогого алкоголя. Народные умельцы находят массу способов, чтобы заработать на дефиците продукции. По информации одного из участников алкогольного рынка, пустые бутылки с новой штрих-кодированной маркой на «вторичном» рынке стоят до 100 рублей.

Так, например, использованная бутылка от Hennessy стоит 35 рублей. «По городам России созданы пункты по принятию использованной тары. Пробка не защищена маркой, и поэтому марки не повреждаются при открытии бутылки», – рассказал «Газете.Ru» источник.

Стоит отметить, что система ЕГАИС вводилась именно для того, чтобы вытеснить с российского рынка фальшивый алкоголь.// Анна Дорофеева

Газета.RU