30.08.2006
Ригла

"Ригла" отказалась от франчайзинга



Сеть аптек "Ригла", два года назад первая в России объявившая о старте программы франчайзинга, разочаровалась в этой практике. Как стало известно "Бизенсу", "Ригла" решила полностью отказаться от франчайзинга.
За два года с момента старта программы у компании появилось только 10 партнерских аптек. Впрочем, участники рынка не спешат разочаровываться в аптечной франшизе, а неудачный пример "Риглы" объясняют тем, что ее предложение для партнеров было недостаточно продумано.
О том, что аптечная сеть "Ригла" решила отказаться от развития программы франчайзинга, "Бизнесу" рассказал коммерческий директор компании Сергей Грачев. "Мы посчитали это невыгодным: поставки в аптеки наших партнеров очень сложно контролировать, как и уровень обслуживания клиентов. Кроме того, мы посчитали, что гораздо эффективнее открывать аптеки самостоятельно",- объяснил решение компании Грачев. По его словам, те франчайзи, которые уже работают в программе (их за два года стало десять), продолжат работать на прежних условиях.
Напомним, в 2004 году аптечная сеть "Ригла" стала первым фармритейлером, объявившим о старте программы франчайзинга. По результатам 2005 года у сети было всего 10 франчайзи, однако предложения небольшим сетям и единичным аптекам стали активно рассылаться именно в 2005 году. Тогда же представители сети и группы компаний "Протек" (владелец "Риглы") заявляли, что за прошедшее время отработали все механизмы программы. А в интервью "Бизнесу" гендиректор "ЦВ Протек" Виталий Смердов объяснял медленное развитие программы франчайзинга спецификой рынка, его этическими и кадровыми особенностями. Вслед за "Риглой" сразу несколько фармритейлеров также заинтересовались франчайзингом: в частности, продавать франшизу стали сети "03", "Старый лекарь", "Имплозия". Вскоре аптечные сети столкнулись с обычными для российской практики проблемами с франчайзи. Так, крупнейший франчайзи сети "03" в Перми был продан "36,6", Таким образом, сеть потеряла не только 22 точки в Перми, но и лидирующие позиции в регионе. "К сожалению, в законодательстве не прописаны права франчайзера, и риск подобных действий франчайзиесть",- признает исполнительный директор сети "Старый лекарь" Алексей Скрыпников.
Впрочем, в отличие от "Риглы" ее конкуренты до сих пор считают франчайзинг эффективным инструментом развития, а отказ от него второго в стране ритейлера объясняют недоработками в стратегии.
"Франчайзинговое предложение "Риглы" было достаточно сырым. По сути, франчайзи предлагалось просто повесить вывески "Риглы" и обязательно использовать "ЦВ Протек" как основного поставщика.
Это предложение нельзя назвать франчайзингом в чистом виде",- считает Алексей Скрыпников из "Старого лекаря". Кроме того, по его словам, "Ригла" делала упор на развитие франшизы в тех регионах, где часто была представлена и самостоятельно, что, по сути, означало "отбирать долю рынка и часть выручки у собственных аптек". "Наши франчайзинговые проекты показывают, что этот инструмент развития подходит для тех регионов, где у сети нет собственных аптек",- говорит Скрыпников.
Не спешит называть аптечный франчайзинг неэффективным и коммерческий директор сети "Первая помощь" (объявила о начале франчайзинговой программы в конце 2005 года, пока ни одной партнерской аптеки не открыто) Петр Грек: "Расширение сети за счет франшизы - довольно эффективный путь к расширению сфер влияния на рынке. Но при этом, безусловно, нужно учитывать ряд факторов: регион, местоположение, инфраструктуру. Странно, что "Ригла" полностью отказалась от программы франчайзинга, ведь они объявили о том, что к 2010 году у них будет тысяча аптек". Медленные темпы развития собственной франшизы Грек объясняет тщательным отбором партнеров. "Сейчас темпы количественного роста собственных аптек сети "Имплозия" составляют 35%, партнерских аптек - 50%. Нам франчайзинговая программа кажется достаточно выгодной.
Залог коммерческого успеха франчайзинга в полном обслуживании партнера: мы не только снабжаем их товаром, но и обучаем персонал, помогаем с проведением рекламных кампаний, обеспечиваем всем необходимым вплоть до расходных материалов",- говорит совладелец сети "Имплозия" Дмитрий Подгорнов.

АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Деловая газета "Бизнес"