31.08.2006


Nissan столкнулся с ФАС



Федеральная антимонопольная служба обвинила автопроизводителя Nissan в нарушении закона о защите конкуренции. В ФАС утверждают, что Nissan разослала своим дилерам письма с просьбой установить единые цены на техобслуживание. В результате расценки у дилеров выросли до 70%. Если Nissan не докажет обоснованность увеличения цен, от этой инициативы придется отказаться.

«Мы будем возбуждать дело против Nissan по признакам нарушения статьи 6 (закона о защите конкуренции. – «Газета.Ru»)», – заявил в среду замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, Nissan разослал своим официальным дилерам письма, в которых предписал установить фиксированную цену на техническое обслуживание своих автомобилей. В компании отметили, что это позволит «искоренить конкуренцию по техническому обслуживанию» автомобилей данного производителя, процитировал письма представитель ФАС. Однако в федеральной службе сочли это нарушением законодательства.

Компания Nissan начала вести операции в России еще в 1983 году. С 1997 года входит в число лидеров рынка по количеству проданных автомобилей. В 2005 году компания продала в России 46,5 тыс. автомобилей. По сравнению с 2004 годом рост продаж составил 63%. Nissan намерена вложить $200 млн в строительство завода в России. Завод в Санкт-Петербурге начнет производство в 2009 году. Мощность на первом этапе составит 50 тыс. автомобилей в год. Будут выпускаться, предположительно, легковые Almera и Primera, а также внедорожник X-Trail.

«Мы готовим материалы и будем возбуждать дело в любом случае», – отметил Кашеваров.

Представитель ФАС добавил, что подобные меры японского производителя автомобилей представляют опасность для страховщиков, поскольку все дополнительные расходы по техническому обслуживанию Nissan будут ложиться на них. «Тогда страховщики начнут повышать ставки», – заявил представитель ФАС. По оценкам страховщиков, которые обязаны оплачивать ремонт автомобилей, компания Nissan подняла цены на послепродажный ремонт примерно на 70% по сравнению с действовавшими ранее. В результате стоимость полиса КАСКО для автомобилей Nissan может вырасти в 1,5–2 раза.

Как заявили в антимонопольном ведомстве, меры, которые будут приняты в отношении дилеров Nissan, также распространяются и на дилерские центр Toyota и Citroen, которые оказывают услуги владельцами Nissan. Самих автопроизводителей, не причастных к ценовому сговору, меры не затронут.

Получить комментарий у представителей компании Nissan не удалось. Независимые аналитики отмечают, что официально ФАС может предъявить претензии любой компании, контролирующей более 70% рынка и необоснованно поднимающей цены, поэтому если факт сговора между дилерами будет доказан, то от новой политики Nissan придется отказаться. Правда, в наличии злого умысла у автопроизводителя аналитики сомневаются.

«Навряд ли мы имеем дело со сговором: компания Nissan заинтересована в долгосрочной работе в России и строит в Санкт-Петербурге свой завод, – отмечает аналитик ИК Financial Bridge Ольга Шкред. – Однако поднятие цен до 70% – это довольно много. Поэтому если Nissan не сможет предоставить ФАС объективные причины увеличения цен, ей придется отказаться от установления фиксированных расценок за техобслуживание». Аналогичная ситуация, отмечает аналитик, сейчас сложилась с сотовыми операторами МТС и «Вымпелком», которые ввели плату за соединение. В ФАС посчитали, что объективных причин для этого не было, и начали разбирательство.

Впрочем, по мнению эксперта ИК «Проспект» Дмитрия Парфенова, шансы в споре с ФАС у компании Nissan все же есть. «В принципе, дилеры большинства западных компаний работают в рамках единой ценовой политики, и обвинять их в этом ФАС не имеет права, – отмечает он. – Компании сами не стремятся повышать цены, поскольку не хотят потерять свою долю на рынке». Что касается Nissan, то в России у компании до сих пор не было дистрибутора, поэтому и говорить о единых ценах было нельзя, говорит эксперт.

Теперь же Nissan совершенствует свою схему работы в России и осуществляет переход к единой ценовой политике. «Возможно, с этим и связан рост цен. Кроме того, изменение расценок можно объяснить и ростом издержек», – поясняет аналитик.

Если Nissan сможет доказать, что повышает цены без нарушения российского законодательства, претензии ФАС будут сняты. Что касается страховщиков, то с ними компании придется договариваться отдельно. «Возможно, новые цены не будут касаться автомобилей, застрахованных ранее. Или же будет разработана схема компенсаций», – полагает Парфенов.

Эксперты также надеются, что внимание ФАС к Nissan не означает, что завтра ведомство начнет стучаться к другим компаниям. «Не стоит говорить, что претензии к Nissan – это попытки защитить отечественный автопром и завтра в подобной ситуации окажется другой западный производитель». «ФАС не имеет права проявлять интерес к компаниям исходя только из того, что они работают по единым ценам».

«Даже в случае увеличения цен ведомство должно будет сначала доказать, что причиной этого был сговор, а не объективные факторы», – уверена Ольга Шкред.

Степан Самсонов

Газета.RU