01.09.2006

Белый дом окружает Ирак белым пиаром



Вчера в США стартовала масштабная кампания в поддержку военной операции в Ираке. В течение 20 дней президент Джордж Буш станет разъезжать по американским городам и выступать с речами, убеждая сограждан в том, что преждевременный вывод войск из Ирака приведет к росту исламского экстремизма на Ближнем Востоке и создаст непосредственную угрозу США. Параллельно республиканская администрация приступила к акции по продвижению в СМИ позитивных новостей об Ираке. Впрочем, учитывая рост недовольных иракской войной, никак не связанной, по мнению большинства, с антитеррористической деятельностью, усилия Белого дома вряд ли помогут республиканцам победить на ноябрьских выборах в конгресс.
Формально серию выступлений главы Белого дома приурочили к пятой годовщине трагических событий 11 сентября. Поэтому вполне логично, что главной темой 20-дневного турне Джорджа Буша по американским городам стала борьба с международным терроризмом. При этом в администрации Джорджа Буша не скрывают, что главная задача пропагандистского турне – заручиться поддержкой иракской кампании и убедить сограждан, что безопасность страны напрямую зависит от военных успехов на Ближнем Востоке.

Доказывать существование неразрывной связи между войной в Ираке и глобальной борьбой с терроризмом республиканцы принялись еще в начале недели, не дожидаясь турне президента. В понедельник вице-президент Дик Чейни обрушился с резкой критикой на тех, кто утверждает, что "уход из Ирака удовлетворит аппетит террористов и они оставят американцев в покое". Господин Чейни назвал такую позицию "пораженческим пессимизмом". На следующий день в бой вступил глава Пентагона Дональд Рамсфельд. Он напомнил противникам иракской кампании о пассивности, с которой мир воспринимал нацистов до начала второй мировой войны. "Похоже, кое-кто так и не усвоил урок, который нам преподала история",– резюмировал министр обороны. В среду настал черед президента Буша. "Наш уход из Ирака до того, как вся работа будет выполнена, создаст террористическое государство в самом сердце Ближнего Востока, террористическое государство, которое будет намного опаснее, чем был Афганистан перед тем, как мы вышибли оттуда 'Талибан', террористическое государство, способное финансировать свою деятельность за счет нефтяных резервов Ирака",– убеждал Джордж Буш.

В подобном ключе тема Ирака была продолжена американским президентом и вчера в Солт-Лейк-Сити, куда он прибыл для участия в ежегодном съезде Американского легиона – организации военных ветеранов. В аэропорту столицы штата Юта американского лидера встречали свыше двух тысяч сторонников с плакатами "Юта любит Джорджа Буша". Впрочем, в этом штате, традиционно считающемся оплотом Республиканской партии, не обошлось и без антибушевских демонстраций. Накануне приезда президента губернатор Юты демократ Роки Андерсон лично вывел на марш протеста тысячи столичных жителей.

Отметим, что нынешняя массированная пиар-кампания по созданию в стране положительного имиджа войны в Ираке стала уже третьей подобной акцией Белого дома меньше чем за год. Однако никогда прежде эта задача не была настолько трудновыполнимой. Август оказался переломным моментом в отношении рядовых американцев к иракской авантюре. Если в середине лета около половины американцев верили, что война в Ираке является неотъемлемой частью глобальной борьбы с терроризмом, то в августе большинство уже не усматривали между ними какую-либо связь.

Недовольство населения упорным нежеланием республиканцев покончить с войной, которая за три с лишним года унесла жизни свыше 2,6 тыс. американских солдат, и лично президентом, чей рейтинг уже полгода не поднимается выше 33%, укрепило позиции сторонников скорейшего вывода американских войск с Ближнего Востока. С приближением ноябрьских выборов в конгресс, шансы выиграть которые становятся для республиканцев все призрачнее, многие однопартийцы Джорджа Буша принялись все активнее открещиваться от своего лидера и его решимости добить террористов в Ираке.

На прошлой неделе в США из 14-й по счету поездки в Ирак вернулся конгрессмен-республиканец Крис Шейн. Еще недавно считавшийся одним из самых ярых защитников продолжения иракской кампании, в прошлый четверг господин Шейн, к удивлению многих, заявил о необходимости составить график вывода американских войск из Ирака. Ранее с подобным настроем из Ирака приехал еще один видный республиканец Гил Гаткнехт, до поездки призывавший коллег-конгрессменов не торопиться с выводом американских военных.

Не менее активно высказывать недовольство политикой Буша продолжили и ведущие американские СМИ, что заставило Белый дом перейти в контрнаступление. На этой неделе Дональд Рамсфельд публично осудил руководство телекомпании CNN и журнала Newsweek за нелестные комментарии в адрес американского командования в Ираке и выразил возмущение тем, что многие издания намного охотнее цитируют иракского шиитского радикала Муктаду ас-Садра, нежели американских генералов. А вчера стало известно, что администрация Буша объявила тендер на $20-миллионный двухлетний пиар-контракт по продвижению в СМИ позитивных новостей об Ираке. Кампания предусматривает мониторинг ведущих американских и ближневосточных СМИ, создание базы материалов с позитивным восприятием войны, а также проведение целого ряда пиар-акций и разъяснительных работ с теми, кому события в Ираке видятся в чересчур пессимистичном свете.

НАТАЛИЯ Ъ-ПОРТЯКОВА



Как Россия улучшала имидж войны в Чечне

1 октября 1999 года "в целях оперативного освещения событий, происходящих в регионах Северного Кавказа" распоряжением премьер-министра Владимира Путина создан Российский информационный центр (Росинформцентр). Его руководителем назначен зампред правления "РИА Новости" Михаил Маргелов (26 декабря 2000 года его сменил замруководителя центра Андрей Гусенков). Центр фактически стал монополистом на распространение информации с Северного Кавказа. Он проводил пресс-конференции, круглые столы и распространял оперативные сводки. Главным его ньюсмейкером стал замначальника Генштаба Валерий Манилов. После назначения 28 марта 2001 года министром обороны Сергея Иванова и отставки господина Манилова центр утратил статус ведущего органа распространения информации о войне в Чечне.

20 января 2000 года указом и. о. президента Владимира Путина бывший вице-премьер правительства Москвы Сергей Ястржембский назначен помощником и. о. президента по координации информационно-аналитической работы федеральных органов исполнительной власти, принимающих участие в проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе. Господин Ястржембский сразу же заявил, что право "официально озвучивать информацию о боевых действиях в Чечне имеют только два ньюсмейкера": он и первый замначальника Генштаба Валерий Манилов.

4 августа 1999 года постановлением правительства была введена процедура аккредитации иностранных СМИ, принимающих участие в освещении боевых действий в Чечне. В республику стали допускать только журналистов, получивших разрешение МИДа. В феврале 2000 года введены правила аккредитации СМИ при аппарате помощника президента Сергея Ястржембского. Они разрешали работу журналистам в Чечне только в случае, если те "включены в соответствующую группу, формируемую аппаратом помощника по согласованию с руководством силовых структур". Фото- и видеосъемку в зоне боевых действий разрешили проводить лишь "под охраной и контролем представителей силовых структур". Правила также запрещали представителям СМИ "самостоятельно передвигаться" по республике. 1 августа 2004 года выдача аккредитаций российским журналистам передана МВД. Всего с 1999 по 2005 год шесть раз СМИ лишались аккредитации в Чечне, в основном за публикации интервью с лидерами боевиков.

МАКСИМ Ъ-МИНАЕВ



КоммерсантЪ