04.09.2006

День знаний и роста продаж. В первые недели сентября рост продаж наблюдается у всех компаний, работающих на потребительском рынке



Однако, естественно, есть отрасли, которые 1 сентября зарабатывают больше всех.
Во-первых, это производители и продавцы различной школьной атрибутики - канцелярских принадлежностей, формы и учебников, а во-вторых - цветов. Впрочем, и те и другие жалуются на демографический кризис и утверждают, что большого роста продаж у них не произошло.
По данным Федерального агентства по образованию, новый учебный год, наступивший в минувшую пятницу, в российских школах начнут около 14 млн учеников. На конец августа-начало сентября эти 14 млн фактически формируют отдельный рынок, на котором зарабатывают целые отрасли.
"Из-за огромного потока посетителей с 15 августа мы увеличили время работы магазинов на час утром и на час вечером",- говорит пресс-секретарь ГК "Детский мир" Элла Соколова. Она выделяет две "волны" - по десять дней до 1 сентября и после. После этого рост спроса плавно прекращается. "Немного дольше это явление продолжается в регионах, там готовить детей к школе начинают заранее",- говорит Соколова. По ее словам, наибольшим спросом в "пиковые" дни пользуются школьная форма, ранцы и канцтовары.
"Отличительная особенность конкретно этого года - повышенный спрос на товары отечественного производства",- говорит Соколова. С ней спорит замдиректора департамента развития компании "Комус" (крупнейший в России производитель канцелярских товаров) Алексей Ищенко. "Доля товаров российского производства очень невысока, устойчивый рост спроса наблюдается только на школьные канцтовары премиум-сегмента европейских производителей",- говорит он. Ищенко отмечает, что в последние годы розничный рынок канцелярских товаров для первоклассников сокращается в объеме: "Мы подходим к вырастающему поколению, на которое пришелся демографический кризис". Тем не менее в пиковый сезон рост продажи школьной канцелярии все же составляет минимум 30% для сетевых магазинов и до 40% в небольших магазинах по сравнению со среднегодовыми показателями. "На август-сентябрь у насприходится около 25% всей среднегодовой выручки по школьным канцтоварам",- констатирует Ищенко. Стагнацию рынка от года к году отмечает и гендиректор сети Banana Mama Дмитрий Куприянов. "В пиковый сезон продажи товаров для школьников увеличились на 25%, но таким же прирост был и в 2005 году. Нынешний год не был из ряда вон выходящим и сверхприбыльным",- констатирует Куприянов.
Более оптимистична директор московского представительства сети книжных магазинов "Топ-книга" Оксана Еремеева: в "Топ-книге" в сезон продажи канцелярских товаров увеличиваются примерно в два раза. Что касается учебной литературы, Еремеева отмечает, что ритейлерам выгоднее торговать учебниками в регионах, а не в Москве, где школы обеспечиваются учебниками по программе правительства Москвы. Так, в отличие от Москвы, где рост по учебникам невелик, в области наш средний чек увеличивается в два раза. Впрочем, издатели учебной литературы, как и "канцелярщики", жалуются не демографический кризис. По словам гендиректора ФГУП "Издательство "Просвещение"" Александра Кондакова, количество первоклассников в этом году сократилось на 750 тыс. "Поэтому рынок учебного книгоиздания практически не растет, и эта ситуация будет продолжаться еще пять-шесть лет. Тем не менее за счет развития собственной розницы, а также из-за того, что учебники разделяются на большее количество частей, нам удается сохранять рост продаж и тиражей на 8-9%",- рассказывает Кондаков.
Не считают нынешний год "прорывным" и продавцы цветов, хотя продажи у них на 1 сентября растут стабильно.
"Если сравнивать со средним летним днем, продажи 31 августа-1 сентября выросли в десять раз, в сравнении со среднегодовыми продажами - в пятьсемь раз",- отмечает владелец павильона с цветами в супермаркете сети Spar. Сильного роста цен, по его словам, не произошло: на аукционах в Голландии, где закупается основная масса цветов, в середине августа цветы подорожали на 20%, столько же составило среднее подорожание в розничных точках непосредственно в праздничные дни. "Ценообразование зависит от голландского аукциона, на котором в преддверии 1 сентября заметного роста цен не произошло",- соглашается менеджер оптового рынка "7 цветов". Рынок, по словам собеседника "Бизнеса", увеличил выручку по сравнению со среднегодовой на 20% (в прошлом году - на 30%). У компании "Грин лайн" (оптовый поставщик цветов) рост выручки составил немногим больше - по отношению к обычному дню объемы продаж возросли на 30-35%.

АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА
МАРИЯ ПЛИС

Деловая газета "Бизнес"