06.09.2006

Страховая дюжина. Премию от продажи «зеленых карт» в России разделят 13 компаний



Вступление России в международную систему "Зеленая карта", запланированное на начало 2008 года, принесет автостраховщикам более 26 млн евро сборов. Участники рынка говорят, что эту премию разделят примерно 13 компаний. Но по оценкам аналитиков, прибыль от участия в системе из-за ее высокой убыточности не превысит 4 млн евро.

О возможном участии России в международной системе "Зеленая карта" впервые заговорили три года назад, когда только вводили обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). На днях президиум Российского союза автостраховщиков (РСА) принял решение подать заявку на вступление в эту систему с января 2008 года.

Соответствующий полис страхования ответственности автовладельца распространяется на все страны Евросоюза и необходим для въезда на территорию государств-участников системы. Пока же российские страховщики являются лишь агентами иностранных компаний, в числе которых Sovage, Bulstrad, Ergo Hestia, Balticums, Balva и другие, "зеленые карты" которых они продают. По словам руководителя департамента страхования транспортных средств страхового дома ВСК Владимира Антипова, в последнее время все больше российских граждан ездят в страны бывшего СССР и через них в Европу на машинах, и "вступление в систему даст возможность оказания им комплексных услуг".

Подать заявку РСА планирует в конце 2006 года. К этому времени должна быть определена организация, на которую возложат функции национального бюро "Зеленая карта". Согласно закону об ОСАГО, функции, связанные с деятельностью в рамках международных систем автострахования, и установка профправил относятся к ведению РСА. Однако по стандартам "Зеленой карты", национальное бюро должно быть отделено от любых иных финансовых средств и права распоряжаться ими. Поэтому было принято решение рекомендовать в совет бюро "Зеленая карта" уполномоченную РСА организацию, функцию исполнительных органов которой будет осуществлять исполнительный аппарат союза.

Также одним из условий вступления России в "Зеленую карту" является формирование гарантийного депозита. Его размер, исходя из числа зарегистрированных транспортных средств, составил около 11 млн евро. Согласно материалам РСА, которые имеются в распоряжении "Бизнеса", 13 крупнейших автостраховщиков ("Росгосстрах", "Ингосстрах", "РЕСОгарантия", РОСНО, "АльфаСтрахование", страховой дом ВСК и другие) направили в адрес союза заявки на участие в системе и о намерениях формирования гарантийного депозита. Владимир Антипов говорит, что эти компании и станут участникам российского бюро "Зеленая карта". "Вряд ли этот список в дальнейшем существенно расширится, поскольку цена участия высока, а возможность занять существенную долю этого рынка невелика",- добавляет заместитель гендиректора "РЕСО-гарантия" Игорь Иванов.

Для обоснования целесообразности вступления в систему "Зеленая карта" РСА заказал актуарному информационноаналитическому центру технико-экономический анализ. Согласно расчетам аналитиков, которые также есть в распоряжении "Бизнеса", даже при самых консервативных прогнозах участие в системе эффективно. Согласно обоснованию, общая сумма премий компаний-участниц российской "Зеленой карты" в год ее введения составит 26,3 млн евро (574,4 тыс. проданных полисов), а к 2012 году она увеличится на 27% - до 33,5 млн евро (732,7 тыс. полисов). По словам Иванова, среднюю стоимость полиса невозможно оценить из-за высокого разброса цен. Но исходя из данных актуариев, средняя цена "зеленой карты" автовладельцу обойдется примерно в 45 евро.

Гендиректор "Согласия" Игорь Жук считает, что "эта оценка близка к реальности. Поскольку у российских страховщиков будут международные конкуренты с многолетним опытом работы, отечественным компания придется предлагать равнозначную цену".

По расчетам аналитиков, суммарный размер комиссионных издержек составит около 15% от сборов, а 5% придется на отчисления в фонд финансовых гарантий, и 1,5% - на содержание национального бюро (фактически РСА, который также получает 0,5% от сборов автостраховщиков в ОСАГО в качестве членских взносов). С учетом всех расходов у страховщиков останется 3,4 млн евро (около 13% от сборов) прибыли в 2008 году, однако она будет возрастать и через несколько лет достигнет 4,4 млн евро. Участники рынка отмечают, что убыточность в "Зеленой карте" значительно выше национального уровня, по оценкам аналитиков - 71,5-77,6%. "Практика западных страховщиков показывает, что рентабельность этого вида с учетом издержек почти нулевая. Ведь "карта" - лишь дополнительный сервис для клиентов, а не способ заработка",- говорит Антипов. "На первом этапе страховщики не надеются на сверхприбыль на этом рынке, в первую очередь это станет конкурентным преимуществом вовлеченных в систему компаний, свидетельствующим о другом уровне их финансовой надежности",- резюмирует Жук.

АЛЕКСАНДР КАДУШИН

Деловая газета "Бизнес"