12.09.2006

Торговая альтернатива. В последние два года российская столица переживает настоящий бум альтернативных магазинов



В 2004-2005 годах Москву охватило увлечение гастрономическими бутиками. В этом году стало известно о проектах создания в городе сетей органической и этнической еды (проекты Grunwald и "Бахетле" соответственно). Эксперты предсказывают, что в 2007-2008 годах сегмент нишевых магазинов, специализирующихся на продажах специфического ассортимента, будет самым динамичным на розничном рынке. Главной причиной предстоящего бума они называют бурный рост сетевых ритейлеров. По мере развития крупных сетей нишевая розница становится единственным рынком для небольших инвесторов.
Новое увлечение
В 2005 году самым перспективным форматом считались гастрономические бутики. Ориентированные исключительно на покупателей с доходом от $1,5 тыс. на человека, они никак не пересекались с супермаркетами. В Москву пришли крупнейшие глобальные операторы этого сегмента - Fauchon и Hediard. О своих планах открытия в Москве заговорили как местные нефтяники, так и европейские ритейлеры: венский Julius Meinl, миланский Peck,- которые имеют всего по два-три магазина, да и то лишь на родных рынках.
Некоторые ритейлеры утверждали, что вновь вернулся рынок середины 1990-х: "Торговая наценка тогда составляла от 80% до 200%, рентабельность - не менее 100%. Сегодня торговля может быть не хуже - число богатых людей значительно выросло". По оценкам экспертов этого рынка, в целевую аудиторию гастрономических бутиков попадает не менее 300-500 тыс.
москвичей, зарабатывающих не меньше $5 тыс. на человека в месяц.
Чуть позже появилось несколько проектов магазинов, торгующих экологически чистыми продуктами. Эксперты предсказывают быстрый рост этого рынка и ссылаются на опыт американской сети Whole Foods, зарабатывающей только на органической еде $4,7 млрд в год. По той же причине - интерес к здоровому образу жизни - эксперты предсказывают скорый бум магазинов этнической еды.
"Кошерную продукцию покупают не только иудеи,- уверяет сотрудник ТД "Нептун", торгующего продуктами из Израиля.- Многие берут из экологичных соображений, считая, что специально приготовленные продукты безвредней. Для ритейлеров это выгодный бизнес. Литр кошерного сока может стоить в рознице 300-500 руб.".
Клуб супермаркетов закрыт
На первый взгляд, появление новых, альтернативных, розничных концепций, кроме разве что люксовых, выглядит весьма неожиданно. Ведь с рынка супермаркетов, до сих пор считавшегося самым перспективным, инвесторы, напротив, уходят. Так, в 2000 году число сетей в Москве, управляющих пятью-десятью и более магазинами, било все рекорды Восточной Европы, доходя до 35-40. А уже к началу 2006 года сократилось до 15.
"Рентабельность бизнеса снизилась на 2-3%. Стало трудно соперничать по ценам с лидерами, к тому же стало понятно, что развивать розницу факультативно, параллельно с основным бизнесом нельзя,- поясняет экс-руководитель одного из таких проектов.- Многие мелкие собственники предпочли в 2005-2006 годах продать свои сети как недвижимость для основных ритейлеров".
Однако Олег Гвоздик, директор по стратегии консалтинговой компании "Семперия", считает, что падения интереса к рознице нет. Падает интерес к высококонкурентному рынку больших форматов.
К тому же, по его словам, именно ужесточение конкуренции на рынке супермаркетов стало причиной динамичного развития новых концепций. "К 2009 году плотность розничной инфраструктуры в Москве будет такой, что в радиусе 300 м от любого дома будет два супермаркета, три дискаунтера, семь "магазинов у дома" и т. д. Очевидно, что при таком окружении пытаться запускать новый розничный проект бессмысленно",- рассуждает Гвоздик.
По оценкам финансового директора Pyaterochka Holding Виталия Подольского, к 2008 году доля сетей в Москве вырастет до 60-70%. "Для одиночных магазинов работа на таком рынке будет невозможной,- полагает аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков.- Крупные сети будут все больше "прогинать" поставщиков, те, в свою очередь, будут поднимать цены для мелкой розницы". На сегодняшний день, по данным поставщиков, в Москве около 5,5 тыс. одиночных магазинов.
С оглядкой на Запад
Эксперты считают, что большинство владельцев небольших магазинов, тем не менее, не хотят уходить из рынка.
"Многие из них, понимая, что проиграют в прямой конкуренции с супермаркетами, ищут или уже нашлисвои свободные ниши,- констатирует Владислав Кочетков.- Самыми востребованными сегодня являются ниши люксовых продуктов, этнической и органической еды. Супер- и гипермаркеты, ориентированные на массового потребителя, этими сегментами не интересуются. Это, во-первых, делает нишевые рынки низкоконкурентными. Во-вторых, позволяет продавать экзотические для рынка продукты на 30-50% дороже, чем аналогичные продукты в массовых магазинах. В-третьих, за счет их опять же не массовости привлекать более состоятельную публику". Некоторые эксперты считают, что число ниш значительно шире. "В Европе существует класс "бывших бакалейщиков", которым пришлось выживать, сменив профиль магазина. Нашим предстоит тот же путь. Придется заниматься таким ассортиментом, которого нет в больших магазинах. Западные мелкие ритейлеры держат такой крупный сегмент, как булочные, молочные, мясные лавки и т. д. Нашим также придется перепрофилироваться и уходить от прямой конкуренции с сетевыми магазинами",- предсказывает глава компании Core Competencies Retail Evolution Company Олег Бакун.

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ


Деловая газета "Бизнес"