12.09.2006

«Российская розница будет развиваться по европейской модели»



Самым динамичным нишевым форматом сегодня в Москве являются гастрономические бутики: помимо лицензионных Fauchon и Hediard в столице появились отечественные концепции "Глобус гурмэ" и "Ватель". Генеральный директор Столичной торговой компании Андрей Яковлев рассказал обозревателю газеты "Бизнес" Сергею Канунникову, что, по прогнозам, к 2010 году Москва станет лидером среди европейских столиц по числу люксовых продмагов. Однако он полагает, что со временем основное место среди нишевых магазинов займут демократичные магазины-"специалисты".


- Появление в 2005-2006 годах сразу нескольких нишевых концепций: Fauchon, Hediard, "Волконский",


"Бахетле" - это совпадение или тенденция?

- Тенденция, которая развивается в нескольких направлениях. Первое направление - магазины, специализирующиеся на торговле узкой группой товаров: винные и шоколадные бутики, булочные, кондитерские и т. д. Думаю, отечественная розница будет развиваться по европейской модели. В Европе небольшие, в том числе семейные, магазины, специализирующиеся на узкой группе продуктов, занимают значительное место на рынке. Поэтому можно предположить, что и в России число магазинов-"специалистов" будет расти. Причем по мере развития рынка число категорий, по которым будут работать "специалисты", станет расширяться. Появятся магазины, торгующие только молочными продуктами, только мясом и т. д.

Второе направление развития нишевой розницы - появление магазинов, специализирующихся не на продукте, а на определенном сегменте покупателей. Подтверждение этого - активное развитие в последние три года люксовых продмагов. В отличие от магазинов-"специалистов", в бутиках набор групп товаров примерно такой же, как в супермаркетах, но ассортимент по цене и качеству отличается от массового в несколько раз.

- Чем объяснить, что нишевые магазины стали появляться в середине 2000-х, а не раньше или позже?

- Исключительно насыщением рынка Москвы. С конца 1990-х до 2005 года не во всех московских районах вообще были современные продуктовые магазины. Сейчас, когда минимальное насыщение наступило, потребители стали требовать большего качества.

Очевидно, что качествотого или иного продукта в магазине, который специализируется только на нем, будет выше, чем в супермаркете. Да и ассортимент интересней, чем базовый в супермаркете.

Спрос на гастрономические бутики появился еще раньше. Первые попытки таких магазинов были еще в 1990 годах ("Эльдорадо", первые "Седьмые континенты" и др.). Но из-за узости аудитории, а впоследствии изза кризиса 1998 года люксовый формат продуктовых магазинов массового развития не получил.

Сейчас, когда сети развились значительно, стало очевидно, что в Москве достаточно велико число людей, для которых уже важны не близость магазина к дому или ассортимент, или выгодная цена. Этой категории (доход от $1 тыс. и выше на члена семьи) очень важен статус магазина, важно, с кем он в одной очереди стоит и т. д. Таких потребителей, по моим оценкам, в Москве около 1 млн.

Думаю, если по количеству магазинов-"специалистов" Москве предстоит догонять Европу, то по люксовым продуктовым мы значительно опередим ее. По моим прогнозам, к 2010 году в столице будет не менее 15-20 таких магазинов. Это будет "гастрономической" особенностью России.

- Получается, нишевые магазины - только для москвичей с доходом от $1 тыс. и выше?

- Нет. Опять же достаточно посмотреть на западную розницу: там магазины-"специалисты" не являются альтернативой супер- и гипермаркетам по ценам, только по ассортименту. Думаю, в Москве, как и в супермаркетах, среди нишевых магазинов будет происходить ценовая дифференциация. Разумеется, в Москве будут булочные, выпекающие хлеб из каких-то эксклюзивных ингредиентов, по эксклюзивным рецептурам и ориентированные на потребителей категории средний плюс. Параллельно будут булочные, торгующие ординарным хлебом, но гораздо более свежим, чем в сетевых супермаркетах.

В целевую аудиторию таких магазинов, как и в Европе, попадает абсолютно все население Москвы.

Деловая газета "Бизнес"