13.09.2006

Работодатели заставляют доллар держаться



Курс доллара постоянно падает, что вынуждает работодателей пересматривать способ расчета зарплат сотрудников, номинированных в долларах. Ведь за последние три года покупательская способность доллара упала более чем в два раза (из расчета зарплаты, приравненной к $1 тыс.).

В прошлом году, а также в первом полугодии 2006 года большинство работодателей были вынуждены пересматривать схему оплаты труда сотрудников в долларовом эквиваленте, отмечает в своем исследовании «Долларовые зарплаты» компания «Анкор». Результаты исследования основаны на данных 16 источников, среди которых Росстат, Центробанк, Минфин, ВЦИОМ, а также крупнейшие российские компании и СМИ.

Такие перемены связаны с постоянным снижением курса доллара за последние 2–3 года. Так, если 1 января 2003 года его стоимость была равна 31,8 рубля, то 1 июля 2006 года – всего 26,9 рублей. Кроме того, в период с 2003 по 2006 год уровень инфляции составил 47,3%. Таким образом, покупательская способность сотрудников, нанятых в начале 2003 года на заработную плату в $1 тыс., в 2006 году снизилась на 65,6%, то есть более чем в 2 раза.

По оценкам экспертов «Анкор», большинство компаний достаточно легко идут на пересмотр схемы оплаты труда, так как затраты на удержание опытных специалистов, как правило, обходятся компании в несколько раз дешевле, чем последствия их увольнения.

Компании разными путями пытаются подстроиться под постоянно снижающийся курс доллара. Около 25% компаний предпочитают устанавливать внутренний курс, для расчета которого используют либо максимальную величину доллара, наблюдавшуюся в последние 2–3 года, либо ту, которую считают наиболее объективной по ряду причин. В среднем по рынку, внутренний курс доллара чаще всего составляет 31 рубль за одну условную единицу. Этот способ оплаты труда остается наиболее распространенным решением проблемы.

Опрошенные «Газетой.Ru» компании из самых разных сфер бизнеса подтверждают такую тенденцию, но в каждой компании она получила собственное выражение. Так, например, в компании «Вымпелком» («Билайн») с 1 августа 2006 года начал действовать внутренний курс равный 28,7 рублей. Как объяснили в пресс-службе «Вымпелкома», «для большой компании логично установить внутренний курс для всех сотрудников, который был бы единым, стабильным, не зависел от колебаний ни доллара, ни евро, и максимально упрощал систему расчетов, кроме того, такая схема более понятна для сотрудников».

В PR агентстве Willard Group, как выяснилось, еще два года назад была принята привязка к внутреннему курсу на уровне 30 рублей за условную единицу. «Это бережет нас от негативных последствий колебания курса доллара», – подчеркивает Наталия Голубкова, ведущий менеджер агентства.

В компании «Аква Вижион» (производит безалкогольные напитки и соки) также пользуются внутренним курсом. «Так что от каких-либо курсовых колебаний мы, к счастью, избавлены», – подчеркнул президент «Аква Вижион» Станислав Одинцов. Второй, реже используемый компаниями вариант оплаты труда – это фиксация для каждого из сотрудников собственного курса, соответствующего уровню доллара по ЦБ на день трудоустройства специалиста.

Так, например, поступили в перестраховочной компании «Москва Ре»: «Зарплата в компании фиксируется для каждого из сотрудников по собственному курсу, соответствующего уровню доллара по ЦБ на день трудоустройства сотрудника, – объяснила финансовый директор Юлия Егорова. – Ранее использовалась система пересчета уровня зарплаты сотрудников на процент, который рассчитывался, исходя из изменений экономических показателей страны (инфляция, курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам) и результатов деятельности компании (прибыль, рост бизнеса и другое)».

Третий способ ухода от курса доллара: переход к исчислению заработных плат в евро. По данным исследования «Анкор», к такому способу прибегают лишь около 9% работодателей. Такой подход связан с риском нестабильного курса евро, что и объясняет его редкое использование. Но число его сторонников все же растет: в прошлом году их было на 3% меньше. Но подавляющее большинство компаний –56% – отдают предпочтение рублю. «Анализ макроэкономических показателей российской экономики позволяет нам быть уверенными в стабильности российской национальной валюты», – пояснил Газете.Ru гендиректор одной из них – страховой компании Allianz Russia Михаель Хергезелль.// Анна Дорофеева

Газета.RU