13.09.2006

Бум на рынке резиновых изделий



Reflex Как стало известно "Бизнесу", вместо четырех основных игроков на российском рынке презервативов в ближайшее время могут остаться только две компании - "Медком" и "Болеар медика". Дистрибутор марок Contex и Life Styles ведет переговоры о покупке завода "Эластомер" (брэнд Reflex), а "Болеар" вступил в активную стадию объединения с компанией БС (марка Vizit). Если планам двух лидеров суждено сбыться, картина российского рынка будет напоминать европейские, отмечают эксперты.
О том, что на рынке презервативов намечаются сразу две громкие сделки, "Бизнесу" рассказал один из участников рынка. По его словам, компания "Болеар", продающая в России марку Sico, намерена присоединить к себе отечественного производителя БС (марка Vizit) в ближайшие сроки. "Vizit в июле-августе через туалетные комнаты кинотеатров и ресторанов раздал бесплатно около 120 тыс. презервативов, что составляет примерно 10% их месячных продаж, не исключаю, что "Болеар" после слияния решит отказаться от развития брэнда Vizit",- уточнил собеседник "Бизнеса". Сотрудник "Болеар медика" подтвердил грядущее слияние: "Сейчас идет подготовка к слиянию компаний на дружеских условиях, объединенная компания оставит название "Болеар медика", как будет выглядеть портфель ее брэндов, пока обсуждается".
Впрочем, владельцы обеих компаний предпочитают не раскрывать планы раньше определенного срока: и гендиректор БС Игорь Бойков, и генеральный менеджер "Болеара" Олег Бубыренко опровергают факт слияния.
Главный конкурент обеих компаний "Медком-М" (марки Contex, Life Styles) также не стоит на месте. По словам сотрудника "Болеара", компания ведет переговоры с руководством завода "Эластомер" (производит презервативы Reflex). Директор по маркетингу "Медком-М" Рустам Вахидов со ссылкой на владельцев компании подтвердил факт ведения переговоров, однако от подробных комментариев отказался, посчитав их преждевременными.
По экспертным оценкам, объем российского рынка презервативов в 2005 году составил в количественном выражении около 400 млн штук.
Лидером рынка являются марки Contex (свыше 110 млн штук в 2005 году), Sico (около 30 млн), Reflex (15-20 млн), Vizit (более 16 млн), Life Styles (около 14 млн), Durex (около 10 млн штук).
По словам аналитика ИК "Финам" Павла Молчанова, происходящее в России вполне вписывается в тенденции развития рынков других стран: в Европе и США больше 80% рынка занимают три-пять основных игроков.
"Себестоимость брэндированной единицы составляет $0,01-0,02, таким образом, дойдя до розницы, продукция становится дороже в 30 раз.
Однако самые большие средства остаются в розничных сетях, которые постоянно увеличивают стоимость попадания на полки",- говорит один из участников рынка. Он считает, что консолидация на рынке может быть попыткой усилить свои позиции и начать диктовать свои условия рознице.
С ним частично соглашается гендиректор аптечной сети "Итек" Дмитрий Краснов: "Чувствуется серьезная борьба между лидерами отрасли за место на полке в рознице. Возможно, с уменьшением количества игроков на рынке и одновременным укрупнением оставшихся компании могут чувствовать себя свободнее и диктовать свои условия аптекам и будут не столь сговорчивы по ценам, как сейчас". Кроме того, Краснов не исключает, что консолидация поставщиков вызвана и тем, что "презервативы - простой по производству продукт и ничто не мешает выходу на российский рынок одного из азиатских игроков самостоятельно с более дешевой продукцией, но аналогичного качества".
Аналитик ИК "Финам" Павел Молчанов считает, что появление крупного поставщика на рынке можно ожидать и из Европы. "London International Group, контролирующая 22% мирового рынка презервативов с маркой Durex, сейчас заканчивает захват стран Балтии и, возможно, намерена усилить позиции в России: можно ожидать значительного увеличения ее маркетингового бюджета - рынок с темпами роста в 30% в год того стоит",- рассуждает Молчанов. Гендиректор НТЦ "Градиент" (эксклюзивный дистрибутор марки Durex в России) Леонид Новосельский не опасается усиления конкуренции со стороны объединенных компаний. "Однако мы будем пристально следить за развитием этих компаний",- пообещал он.

АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Деловая газета "Бизнес"