13.09.2006

Катком по ФГУП



Запретить уличную лоточную торговлю лицензионными товарами, штрафовать за продажу контрафакта на 1 млн руб., а также увольнять директоров режимных объектов, на которых производится пиратская продукция. Такие предложения подготовлены чиновниками Минэкономразвития, и в ближайшее время они будут направлены на согласование в профильные министерства и ведомства.
Ровно год назад на состоявшемся в Генеральной прокуратуре совещании тогда еще генпрокурор Владимир Устинов обрушился со шквалом критики на сотрудников МВД, которые, по его мнению, чрезмерно увлекаются показательным уничтожением катками пиратских компакт-дисков и другой контрафактной продукции, вместо того чтобы подойти к решению этой проблемы глобально. В ответ представители МВД пожаловались, что львиная доля пиратской продукции штампуется на 42 государственных заводах, некоторые из которых являются режимными объектами, и сотрудники милиции элементарно не могут туда попасть. Дальше угроз в адрес пиратов и директоров режимных объектов, которых глава Минэкономразвития Герман Греф обещал "пинком под зад выкинуть с заводов", дело не пошло.
Однако вялотекущая борьба чиновников и силовиков с контрафактом неожиданно вышла на политический уровень. Как сообщал "Бизнес" в номере от 4 мая весной этого года, американские ассоциации производителей видео- и музыкальной продукции, программного обеспечения и медицинских препаратов потребовали от президента США Джорджа Буша заблокировать присоединение России к ВТО до тех пор, пока наша страна не решит проблему нарушения прав интеллектуальной собственности. Производители из США первым делом настаивали на полном закрытии российских заводов, где производится пиратская продукция.
Вчера замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов сообщил, что МЭРТ предлагает серьезно ужесточить контроль за продажей пиратской продукции и ответственность граждан, причастных к распространению контрафакта. По словам Шаронова, Минэкономразвития предлагает установить дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения для руководителей ФГУП, на территории которых выявлены факты производства контрафактной продукции,- такая норма будет оговариваться при заключении контракта с руководителями предприятий.
Готовятся поправки в КОАП, Уголовный и Уголовнопроцессуальный кодексы, рассказывает Шаронов. Так, максимальный размер штрафа за продажу контрафакта может составить 1 млн руб., независимо от нанесенного ущерба и вида продаваемого товара. По словам Шаронова, к контрафакту следует относить не только аудиовидеопродукцию и софт, но и продукты питания, косметику, лекарства и алкоголь. При этом МЭРТ настаивает на запрете уличной лоточной торговли как таковой.
Кроме того, МЭРТ предлагает утвердить законодательно норму, позволяющую уничтожать оборудование, которое использовалось для производства контрафакта. Наконец, из Уголовного кодекса может быть исключено понятие "цель сбыта", что позволит привлекать к ответственности изготовителя и продавца контрафактной продукции без необходимости доказательства цели дальнейшей реализации продукции.
Гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов поддерживает предложения чиновников. "Не существует бизнеса, из которого безболезненно можно вынимать по 1 млн руб. ежемесячно. Подобное давление со стороны государства должно сделать этот бизнес не столь привлекательным для пиратов, каким он является сейчас",- отмечает Коннов.
Также он считает абсолютно правильной меру относительно ответственности руководителей ФГУП. "Наконец мы лишаемся политики двойных стандартов, применяя единые правила ко всем производителям контрафактной продукции",- радуется Коннов.
В свою очередь председатель совета директоров концерна "Союз" Александр Менн опасается, что штрафы могут оборачиваться иногда и против легальных продавцов.
"Например, может возникнуть судебный прецедент, когда торговая точка приобретала продукцию как лицензионную, а в ходе судебного разбирательства оказалось, что производитель допустил ошибку и "очистил" не все права, но получается, что штраф должен платить все равно продавец.
Также этим могут воспользоваться и недобросовестные конкуренты, подкинув пару пиратских дисков в легальный магазин",- опасается Менн.
Он считает, что должны быть детально определены признаки контрафактного товара.
"Появление на прилавках фильмов до дня объявления их официального релиза, несколько фильмов на одном диске и другие",- приводит пример Менн.

ВЛАДИМИР ЛАВИЦКИЙ
ОКСАНА КАРПОВА
АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА

Деловая газета "Бизнес"