14.09.2006

АвтоВАЗ придумал новый экзамен для поставщиков



АвтоВАЗ создает собственный центр сертификации автокомпонентов. На АвтоВАЗе считают, что новый центр существенно повысит качество автомобилей.

Как стало известно "Бизнесу", идею концерн вынашивает с весны этого года.

"70-75% дефектов автомобилей связано с дефектами автокомпонентов, что наносит не только удар по имиджу автомобилей АвтоВАЗа, но и экономический ущерб",- сообщили в компании, отказавшись, впрочем, назвать конкретную сумму ущерба. По оценкам экспертов, при объеме производства в 700 тыс. автомобилей завод несет убытки в десятки миллионов долларов.

На заседании 5 сентября совет директоров принял решение учредить Центр автомобильной сертификации в форме некоммерческого партнерства. При этом АвтоВАЗ планирует привлечь в этот проект партнеров из числа отечественных производителей автомобилей. В частности, по данным "Бизнеса", переговоры идут с ГАЗом, УАЗом, КамАЗом и GM-АвтоВАЗом.

В "Северсталь-авто" (владеет контрольным пакетом акций УАЗа) подтвердили "Бизнесу" получение предложения от АвтоВАЗа, оно сейчас рассматривается руководством.

На АвтоВАЗе отмечают, что среди многочисленных поставщиков (около 250 по компонентам) есть такие, которые устраивают по всем критериям, однако есть и ненадежные, из-за которых возникают серьезные проблемы по качеству автомобилей. Представитель завода говорит: "Вопрос будет ставиться таким образом: если хотите оставаться поставщиком АвтоВАЗа, то вам надо получить сертификат в нашем центре". Ранее АвтоВАЗ не ограничивал поставщиков в выборе сертифицирующего органа.

До конца года НК начнет работу в пилотном режиме. АвтоВАЗ собирается проводить сертификацию не только поставщиков автокомпонентов, но и дилеров. До конца 2006 года планируется составить список из 20 предприятий (по десять на Московскую и Самарскую области), которым необходимо в первую очередь пройти проверку в НП "Центроавтосерт". Точный список не определен, однако под пристальное внимание в первую очередь попадают поставщики электрики и электроники.

Предположительно в список на прием в новый центр сертификации попадут "Автоприбор" (Владимир), "Автоэлектроника" (Калуга), ЗиТ (Самара), "АвтоВАЗ-агрегат" (Тольятти), "ВАЗ-интерсервис) (Тольятти).

Производители автокомпонентов неоднозначно восприняли новую схему сертификации. "В прошлом году у АвтоВАЗа был перечень органов, в которых мы должны обязательно проходить сертификацию, теперь они пошли другим путем,- рассуждает директор по качеству завода "Автоприбор" Алевтина Трифонова.- Все-таки уже есть сертификационные органы, которым надо доверять". Для поставщиков новый орган создаст новые трудности: на плечи поставщика лягут затраты на прохождение сертификации, к тому же каждый орган оценивает требования стандарта по-своему, и можно предположить возникновение противоречий.

Александр Брейгин, представитель по маркетингу отдела "Конструкционные материалы" компании "Дюпон", отмечает, что проверка качества продукции, поставляемой на АвтоВАЗ различными поставщиками, проводилась постоянно, но, возможно, создание единого центра станет еще одним дополнительным этапом проверки, который поможет гарантировать использование только качественных материалов. Однако кроме проблем с качеством автокомплектующих у АвтоВАЗа остаются и другие вопросы, требующие решения. "Качество автомобилей напрямую зависит от многих факторов, которые надо учитывать в процессе многостадийного производства",- добавляет Брейгин.

ОЛЬГА САМОФАЛОВА

Деловая газета "Бизнес"