14.09.2006

Первый провал для техники. Московский рынок стиральных машин и холодильников упал в первом полугодии



За первое полугодие 2006 года московский рынок крупной бытовой техники (КБТ) впервые за несколько лет упал. По данным маркетингового агентства GfK, спад продаж КБТ за первые шесть месяцев 2006 года составил 6,2%. Стагнирует и рынок мелкой бытовой техники (МБТ): его рост по сравнению с первым полугодием 2005 года составил всего 0,9%. Единственным серьезно выросшим сегментом московского рынка электроники стала категория "аудиовидео", выросшая более чем на 20%.

Согласно данным агентства GfK Retail Audit (проводит исследования рынка бытовой электроники по 18 городам), в первом полугодии 2006 года рынок крупной бытовой техники в Москве впервые пережил спад.

По Москве продажи КБТ (основные сегменты - холодильники, стиральные машины и кухонные плиты) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали на 6,2%. Немного лучше в первом полугодии обстояли дела на рынке мелкой бытовой техники (фены, утюги и т. д.): он вырос всего на 0,9%. Фактически на московском рынке единственным растущим стал сегмент "аудиовидео": продажи в этой категории повысились на 23,1%.

Руководитель отдела исследований розничной торговли GfK Наталья Моржова отмечает, что снижение показателей роста в некоторых категориях по Москве будет компенсировано стабильным ростом в регионах.

В целом по России и КБТ, и МБТ выросли на 10,3% и 10,5% соответственно, а аудиовидеотехника- на 22%.

"В этом нет ничего удивительного, и падение продаж КБТ уже прогнозировалось аналитиками",- говорит исполнительный директор ГК "Арконада" (крупный дистрибутор электроники, развивает розничную сеть "Линия тока") Евгений Тимофеев и добавляет: рынок насытился, и рост происходит в основном в среднем и высоком ценовых сегментах. Он отмечает, что, по данным его компании, сегмент МБТ все же вырос примерно на 10% даже за первое полугодие, в том числе за счет успешных продаж брэндов второго эшелона. А генеральный директор компании SKL (брэнды "Сокол", Novex и Akai) Дмитрий Тиманов отмечает, что его компания не заметила и роста по аудиовидеотехнике: "Общие продажи примерно такие же, как и в прошлом году, более активно идет замена кинескопных телевизоров на ЖК".

"Весь рынок в течение первого полугодия действительно стабильно падал",- соглашается менеджер компании Indesit, лидирующей по продажам холодильников и стиральных машин в России. Он добавляет, что основной рост продаж в среднем сегменте в этом году произойдет за счет выплаты государством долгов бюджетникам, которая произошла только в мае.

Федеральные сети признают, что темпы роста рынка в первом полугодии существенно снизились, однако говорят, что их продажи все равно растут. "У нас по Москве больше всего росла цифровая техника, росли продажи телевизоров (ЖК- до 60%). По крупной бытовой технике тоже был рост, хотя и небольшой",- говорит PR-директор "Техносилы" Надежда Сенюк. Генеральный директор "Эльдорадо" Александр Шифрин подчеркивает, что в его сети спад не наблюдался ни в одной категории, но прирост в первом полугодии оказался гораздо ниже прогнозного: 15% по сравнению с первым полугодием прошлого года. "В прошлом году рост был большой- более 40%, так что в некоторых категориях рынок оказался затоваренным",- добавляет Шифрин.

Управляющий партнер агентства MOST Marketing Виктор Ларионов отмечает, что роль в спаде темпов роста сыграла не только "затоварка" рынка, но и "пузырь" на рынке потребительского кредитования. С ним соглашается Надежда Сенюк: "В прошлом году за счет потребительского кредитования в значительной степени произошло первичное удовлетворение спроса на предметы первой необходимости, в том числе стиральные машины и холодильники".

Впрочем, Виктор Ларионов ожидает, что по итогам года рынок КБТ все равно вырастет на 5-6%. Такого же мнения придерживается и менеджер Indesit: "Региональные потребители вытянут рынок. К тому же уже с конца лета начался "зеркальный" рост продаж: сейчас спрос опережает наше предложение примерно на 70-80%".

ПЕТР МИРОНЕНКО, МАРИНА НОСКОВИЧ

Деловая газета "Бизнес"