14.09.2006

Сотовики ловят «мертвые души»



В минувшем месяце «Мегафон» впервые стал лидером по чистому приросту абонентской базы на ключевых рынках, кроме своего родного питерского, – здесь первое место держит МТС. Причина в том, что лидеры – МТС и «Вымпелком» – стали наконец избавляться от «мертвых душ».

По данным аналитической компании ACM-Consulting, темпы роста абонентской базы «Мегафона» в августе значительно опередили показатели конкурентов – 52,7% от общего числа всех новых абонентов в Москве, 35,4% в регионах и 36,9% в целом по России. Однако аналитики связывают это не столько с активной позицией «Мегафона», сколько с попытками МТС и «Вымпелкома» избавиться от «мертвых душ».

Дело в том, что проблема неактивных абонентов или «мертвых душ» является одной из самых обсуждаемых на сотовом рынке. Мобильные компании используют различную методику подсчета своей абонентской базы. Главный вопрос в этих методиках – когда удалять из базы абонента, который не пользуется своей sim-картой продолжительное время. Из-за того, что этот срок может исчисляться месяцами, базы сотовых операторов переполнены «мертвыми душами».

«Судя по всему, «Вымпелком» продолжает чистить свою абонентскую базу – ничем другим объяснить их 7,5% по Москве и 18,1% по регионам я не могу, – заявила аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. – Тем более что компания регулярно демонстрирует рост среднемесячной выручки на одного абонента – APRU. У «Мегафона» же нет необходимости вычеркивать абонентов, существующих лишь на бумаге, поскольку он достаточно жестко отслеживает «жизнедеятельность» своих клиентов».

Причина такого положения в том, что МТС и «Вымпелком» – публичные компании, чьи акции торгуются на бирже, а «Мегафон» еще не определился с IPO. Количество абонентов является очень важным показателем для инвесторов и поэтому публичные сотовые компании раньше не стремились слишком сильно сокращать свою клиентскую базу. Однако последнее время о их «мертвых душах» стали слишком открыто говорить и компании решили улучшить свою репутацию. Кстати, именно плохое качество абонентской базы называли в качестве основной причины недавней смены топ-менеджмента в МТС.

Пока МТС не предпринимает таких кардинальных шагов в этом направлении, как «Вымпелком», однако, по данным «Газеты.Ru», компания начала чистить свою базу.

Пресс-секретарь «Мегафона» Марина Белашева подтвердила «Газете.Ru», что оператор практически избавлен от проблемы «мертвых душ». «Мы в своей внутренней учетной политике определили «срок жизни» абонента после блокировки сим-карты в 90 дней, тогда как у наших конкурентов он составляет 180 дней. Мы помним о том, что доли рынка определяются исходя не только из подключения, но и из оттока абонентов, поэтому спокойно относимся к нынешнему лидерству, – заявила Белашева. – «Мегафон» решительно ничего особенного для количественного роста не делал, это не наш стиль ведения бизнеса. Вторые и третьи sim-карты бесплатно – мы в такие игрушки не играем».

Аналитики при этом отмечают, что проследить определенную рыночную тенденцию, исходя только из показателей подключения новых абонентов, не представляется возможным. Например, Саяпина считает, что эти цифры зависят от того, какие конкретные задачи ставят перед собой операторы – в настоящий момент «Вымпелком» чистит базу, МТС борется за абонентов, «Мегафон» ищет пути повышения лояльности своих клиентов. Поэтому аналитики рекомендуют обратить внимание на другие рыночные показатели. В августе показатель проникновения сотовой связи в России наконец достиг 100% (в июле он составлял 99%, а в августе 2005 года – 74%), число пользователей сотовой связи достигло 145 млн.

На 31 августа 2006 г. в Москве и Петербурге на 100 жителей приходилось по 151 и 133 SIM-карт, соответственно. Однако к этим цифрам тоже стоит отнестись осторожно – в реальности среди этих абонентов тоже много «мертвых душ». //Мария Белоклокова

Газета.RU