14.09.2006

Сетевые пятнашки. Рост платежеспособного спроса на товары и услуги создал отличные условия для роста розничной торговли



На этот рынок буквально хлынули инвесторы - в начале 2000-х только в Москве работало около полусотни сетей, не считая рынков. Однако те, кому не удалось отстроить бизнес, покидали рынок, на котором в первые несколько лет века активно шел процесс консолидации: более успешные операторы поглощали менее успешных - к числу последних относятся, например, почти все проекты российских нефтяных компаний.
В результате в России образовалось около полутора десятков национальных сетей, которые к 2008 году поделят между собой розничный рынок во всех городах европейской части с населением более 500 тыс. человек.
Инвесторы Наибольшее количество ритейлеров работало в Москве в 2001-2002 годах - от 40 до 45 сетей. В начале 2000-х главными инвесторами отечественного ритейла считались сырьевые компании. В 2001 году ФПГ "Нефтехимпром" запустила сеть дискаунтеров "Продмак", появившийся тогда же проект "Утконос" участники рынка связывали с компанией "Северсталь". В феврале 2002 года председатель правления НК ЮКОС Михаил Ходорковский сообщил о покупке "Копейки". За 51% доли ООО "Фелма" (оператор "Копейки") ЮКОС заплатил около $30-40 млн. На базе "Копейки" нефтяники планировали создать сеть мини-маркетов на АЗС. Примеру ЮКОСа последовали собственники "Сибнефти". Весной 2001 года компания "Планета Менеджмент сервис", представлявшая интересы владельцев нефтяной компании и развивавшая дискаунтерную сеть "Гастроном Эконом", купила контрольный пакет нижегородской торговой группы "Альянс".
Но интерес непрофильных инвесторов к рознице оказался весьма непродолжительным.
"Рентабельность розничного бизнеса с 8-9% в 2000 году за три-четыре года снизилась до 4-6%, да и стало понятно, что торговля - это сложный бизнес",- поясняет директор по стратегии консалтинговой компании "Семперия" Олег Гвоздик. Не пробыв в ритейлерах и двух лет, в 2003-2004 годах сырьевики стали выходить из рынка. Да и у самих ритейлеров к середине 2000-х интерес к непрофильным инвесторам как к источнику ресурсов для развития значительно снизился.
В 2004-2005 годах компании, приблизившиеся к миллиардному обороту, посчитали более эффективным и цивилизованным поиск денег на фондовом рынке. В ноябре 2004 года владельцы "Седьмого континента", разместив на РТС 13% акций, заработали $80 млн. После удачного размещения "Семерки" об IPO заговорили едва ли не все ритейлеры из топ-10.
Правда, выполнить намеченное смогли только два оператора- "Пятерочка" и "Магнит". Основатели "Пятерочки" в мае 2005 года продали на Лондонской фондовой бирже 30% акций управляющей компании Pyaterochka Holding, заработав $600 млн. В мае этого года за 18,94% акций "Магнита" инвесторы заплатили $370 млн.
В очереди на IPO также стояли "Копейка", "Перекресток", "Дикси" и петербургская "Лента". Однако для "Перекрестка" после слияния с публичной "Пятерочкой" в апреле этого года размещение уже неактуально. Другие же компании взяли тайм-аут на неопределенное время из-за весенней коррекции на фондовом рынке.
Сделки
2003 год стал началом передела рынка. "Нефтехимпром" продал "Продмак" холдингу "Марта". Последовательно избавлялась от розничных активов группа "Планета": в 2004 году она продала свои магазины в Ярославле и Московской области сети "Дикси", а весной этого - нижегородскую компанию "Эконта" (ранее "Альянс") "Копейке" и "Магниту".
Параллельно крупные операторы выкупали сети у мелких инвесторов и менее удачливых конкурентов. "Перекресток" поглотил в Москве сеть "Продмикс", "Марта" купила у концерна "Россиум" сеть "Столица-Север", "Седьмой континент" взял в долгосрочную аренду около 20 магазинов "Петровские" и т. д.
После недавнего слияния "Пятерочки" и "Перекрестка" на рынке возникло предположение, что теперь настал черед слияний больших ритейлеров.
Однако аналитики полагают, что эти прогнозы преждевременны. "Рынок еще не вошел в стадию консолидации,- уверен руководитель практики "Стратегия" Антон Порядин.- Когда три крупнейших оператора будут контролировать 40% рынка, тогда можно будет говорить о консолидации. Но в 2008 году этого еще не случится, в лучшем случае в 2010-2012 годах".
Сним согласен финансовый директор Pyaterochka Holding Виталий Подольский: "К 2009 году еще не наступит время, когда в Москве останутся только 10 операторов. Насыщение столичного рынка- вопрос десятилетия".
Форматы
Безусловный фаворит столичных ритейлеров начала десятилетия - бюджетный магазиндискаунтер. Рыночная ситуация благоприятствовала быстрому развитию дешевых магазинов, скопированных с немецкой сети Aldi. Во-первых, для подавляющего числа покупателей по-прежнему актуальным критерием товара была его цена. В этом конкуренцию дискаунтерам могли составить только мелкооптовые рынки. Однако правительство Москвы объявило войну последним. Вовторых, в отличие от супермаркетов дискаунтеры не так остро переживали дефицит торговых площадок. Благодаря постановлению правительства Москвы №444 "О развитии магазинов низких цен", вышедшему в мае 1999 года, операторы дискаунтеров могли рассчитывать на льготную аренду муниципальных площадей. Результатом стало появление почти десятка операторов с низкими ценами и смешными названиями: "Копейка", "Котомка", "Авоська", "Копилка" и др.
Но в 2001 году на рынке как о формате будущего заговорили о гипермаркетах - магазинах площадью 5-10 тыс. кв. м.
Ожидалось, что глобальные сети придут в Россию с гипермаркетами, как десятью годами ранее- в Восточную Европу.
Отечественные операторы поспешили застолбить перспективную нишу. Весной 2002 года "Седьмой континент" объявил о планах построить в Москве в 2002-2004 годах 20 крупных объектов мелкооптовой и розничной торговли площадью 15-30 тыс. кв. м. Строительством гипермаркетов "Мосмарт" занялась компания "Гиперцентр", учрежденная экс-топменеджерами Альфа-банка Михаилом Безелянским и Андреем Шелухиным. В обеих компаниях утверждали, что для насыщения московского рынка гипермаркетов потребуется построить не менее 45-50 магазинов.
Но строительство гипермаркетов в городе продвигалось гораздо медленнее, чем планировалось,- большинство участков под крупноформатную розницу предлагались с существенными обременениями.
Быстрее дело пошло в Московской области. Правительство региона выделило под гипермаркеты в рамках проекта "Губернское кольцо" 16 участков вокруг Москвы.
Сейчас московские сети объединяют около 900-1000торговых точек. Тем не менее в столице по-прежнему не хватает магазинов, считают аналитики. "В Москве на миллион жителей приходится 42 супер- и гипермаркета, тогда как в Венгрии- 76, в Чехии - 112. По России этот показатель и вовсе мизерный- 10магазинов",- говорит аналитик ФК "Уралсиб" Андрей Никитин.
Последние пять-шесть лет дискаунтеры и гипермаркеты оставались самыми динамично развивающимися форматами в России. Количество же супермаркетов с 2001 года практически не изменилось (их около 400). Аналитики полагают, что в регионах приоритетность форматов сохранится. "Дискаунтеры доступны для малообеспеченных покупателей, число которых в регионах по-прежнему велико. А гипермаркеты будут востребованы как цивилизованная альтернатива привычным оптовым рынкам",- говорит аналитик Альфа-банка Светлана Суханова. "Развитие супермаркетов ограничено городами с населением от 500 тыс. человек и выше, тех, где есть средний класс",- соглашается Никитин.

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Деловая газета "Бизнес"