14.09.2006

Китайское информационное уравнение. Пекину нужны и свобода информации, и контроль над ней



Заложники собственного роста

В прошлое воскресенье государственное агентство "Синьхуа" объявило об ужесточении правил работы с зарубежными СМИ. "Синьхуа" будет служить единым "пропускным пунктом" для всей информации, которую хотели бы предоставлять жителям Китая зарубежные информагентства. А вчера были обнародованы новые правила работы судов, устанавливающие жесткие наказания за утечку информации.


Несмотря на то что с 2002 года по мере укрепления власти "четвертого поколения" китайского руководства свобода СМИ (и так весьма относительная) все время сокращается (десятки журналистов оказались в тюрьмах, а многие издания закрыты), нынешнее ужесточение правил может быстро смениться движением в противоположном направлении. Нарастающая полемика внутри коммунистической партии Китая относительно свободы информации – отражение сложной проблемы, все более остро встающей перед китайским руководством: как сохранить высокие темпы роста экономики, не утрачивая политического контроля.

Китайские экономисты охотно признают, что удержание власти коммунистической партией Китая зависит от ее способности поддерживать непрекращающийся экономический рост. Мировой опыт подсказывает, что спад после периода продолжительного роста, сопровождающегося обычно завышенными ожиданиями населения,– наиболее опасное для правительств время. Внутренняя ситуация в Китае такова, что подавить массовое выступление – не студентов, требующих свободы слова, а сотен миллионов бедняков, которые ожидали, что присоединятся к сотням миллионов, уже вкусившим от успехов предприятий Восточного побережья,– будет невозможно.

Поскольку китайское руководство прекрасно осознает, насколько опасно для него снижение высоких темпов роста, возникает "китайский парадокс". Хотя правительство в отсутствие независимых судов по определению не может взять на себя обязательства по соблюдению прав собственности (то есть возможности экономических агентов получать выгоду в результате собственных усилий), оно эти права в реальности соблюдает. Как показали в своем исследовании экономист Мирового банка Филипп Кифер и профессор политологии Висконсинского университета Скотт Гельбах, предоставлять гарантии внешним инвесторам удается за счет сохраняющейся иерархичности структур политической власти. Молодые функционеры, только начинающие работать в партийной иерархии, понимают, что их личное преуспевание в будущем зависит от того, насколько честно выполнит нынешнее руководство обязательства перед инвесторами.

Регуляторы рынка
В то же время ключевым условием современного экономического роста является свобода информации – во всяком случае, информации, относящейся к бизнесу. Агентство "Синьхуа" и раньше пыталось играть роль основного информационного звена для инвесторов, однако те, кто заботится о прибыли, не хотели бы получать все сведения из одного – а тем более государственного! – источника. В результате, Bloomberg и Reuters успешно завоевали китайский рынок бизнес-информации. Воскресное решение о передаче "Синьхуа" контроля над потоками информации заграничных агентств явно нарушает статус-кво. Казалось бы, можно различить финансовую информацию, которая должна распространяться свободно, и политическую, которую можно цензурировать? Но на деле границу провести практически невозможно – инвесторам необходимо знать и об уровне коррумпированности губернатора провинции и о том, в какие активы инвестирует зять Ху Цзиньтао. А что может быть более политическим, чем сведения о коррупции? И что может быть более важным для бизнеса?

Конкурентная среда распространения информации нужна не только в бизнесе. Китайское центральное руководство уже обожглось в начале эпидемии атипичной пневмонии: тогда о масштабе проблемы в Пекине узнали из иностранных газет. Поэтому сейчас китайское руководство пытается выстроить такую машину, которая в части выявления-распространения информации работала бы как свободная пресса в демократическом обществе, но таковой бы не являлась. Сложность в том, что построенный механизм должен не имитировать свободу слова для зарубежных наблюдателей, а действительно функционировать. Частью этой машины является скопированная еще с ленинских образцов, но значительно более современная и гибкая многоуровневая система "внутренней публицистики" (в Китае издаются настоящие "закрытые газеты", доступные только руководителям определенного уровня). Это помогает сохранить политический контроль, но одновременно создает огромные арбитражные возможности для тех, кто этой информацией владеет.

Информационная неопределенность
У проблемы обеспечения свободы информации в условиях отсутствия демократии нет простого решения, и соответственно, нет в Китае единства даже на самом высоком уровне. Весной 2006 года группа ветеранов китайской цензуры, включая бывших руководителей государственных информагентств и помощников Мао, выступила против цензуры и ограничения доступа китайцев к информационным веб-сайтам, а также увольнения редакторов за выражение своей позиции. В отношении блогосферы поддерживается динамическая неопределенность – хрупкое равновесие, возникающее из-за того, что затраты на цензурирование блогов слишком велики.

Неопределенность эту отражает и странная ситуация, когда политиков сажают в тюрьму за факты коррупции, вскрытые журналистами, и одновременно в тюрьму сажают журналистов, вскрывающих коррупцию. Усилился контроль над политическими высказываниями журналистов и одновременно разгорелась дискуссия о смене учебников истории. В Шанхае, например, проводится государственный эксперимент: правительство заставляет "демилитаризовывать" школьные учебники истории. Военных побед в них стало меньше, зато в новом учебнике, по сообщению The New York Times, уделяется место и Нью-Йоркской бирже и лично Дж. П. Моргану, шаттлу и Биллу Гейтсу. Школьникам, которые выучатся по этим учебникам, захочется гораздо больше знать об устройстве мира, в том числе о возможностях выгодных инвестиций, чем тем, кто вырос в период "культурной революции".

Необходимость свободы информационного пространства для поддержания современного экономического роста и сохранения политического контроля – лишь одна из многих проблем, стоящих перед нынешним китайским руководством. Это 30 лет назад Китай был чуть ли не единственной темой, не вызывавшей особенных разногласий у Брежнева и Солженицына,– оба опасались, не знали и не понимали великого соседа. К сожалению, современный уровень дискуссии о Китае остается на уровне "великой шахматной доски" – то ли Китай с нами защищает Иран от Америки, то ли мы с Узбекистаном защищаем Казахстан от Китая, то ли мы с Америкой не пускаем Китай в "большую восьмерку". Чтобы иметь дело с соседом в глобальном мире, необходимо смотреть, что происходит у него внутри. В прошлом году в Пекине прошла первая за десятилетия крупная встреча профессиональных экономистов двух стран. Через месяц в Москве пройдет ответная конференция.

КОНСТАНТИН СОНИН, профессор Российской экономической школы/ЦЭФИР



КоммерсантЪ