15.09.2006

"Богдан" подкатит в Россию еще Chevrolet. Украинцы хотят построить автозавод под Нижним Новгородом



Как стало известно Ъ, украинская корпорация "Богдан" намерена организовать в России промсборку моделей Chevrolet в объеме 50 тыс. машин в год. Строительство автозавода оценивается в $150-200 млн. Предполагается, что на нем будут собираться легковые Lanos, Aveo и Lacetti. Если проект состоится, General Motors (GM, владелец брэнда Chevrolet) получит четвертую в России площадку по сборке Chevrolet. Отраслевые аналитики полагают, что GM вряд ли столкнется с проблемой перепроизводства, но считают, что компании было бы дешевле расширить выпуск Aveo и Lacetti на "Автоторе".

Как рассказал Ъ источник на авторынке, корпорация "Богдан" (Украина) ведет с Минэкономразвития переговоры о строительстве в России автозавода мощностью 50 тыс. легковых машин в год. Предприятие будет работать в режиме промсборки. Инвестиции в его создание составят $150-200 млн. Реализация проекта займет около полутора лет. По словам собеседника Ъ, "Богдан" намерен построить завод в Нижегородской области. В обладминистрации Ъ подтвердили, что компания собирается участвовать в торгах по продаже земли площадью 71 га в Борском районе. Отметим, что на этот же участок претендует французский концерн PSA Peugeot Citroen, который собирается строить в России автозавод мощностью 60 тыс. машин в год. Впрочем, по данным Ъ, помимо Нижегородской области "Богдан" рассматривает еще три площадки в России, в том числе в Краснодарском крае. По словам собеседника Ъ, на новом заводе "Богдан" планирует собирать легковые модели Chevrolet: "Возможно, это будут Lanos, Aveo и Lacetti, однако окончательных договоренностей с GM пока не достигнуто". Пресс-секретарь "Богдана" Сергей Красуля подтвердил Ъ, что компания "рассматривает возможность создания производства легковых автомобилей в России", однако назвать модели отказался. Он добавил, что на новом производстве "Богдан" намерен также выпускать пассажирские автобусы Isuzu длиной от 7 до 12 м в объеме 6 тыс. штук. В российском офисе GM от комментариев воздержались.

В корпорацию "Богдан" входит 20 компаний, в частности ОАО "Луцкий автозавод", ОАО "Черкасский автобус", ООО "Богдан-Спецавтотехника", а также официальные импортеры марок Kia, Hyundai и Subaru на Украине. "Богдан" собирает автомобили марок "ВАЗ", Kia, Hyundai, Isuzu. Финансовые показатели не раскрываются.

Если проект "Богдана" будет реализован, GM получит четвертую площадку по сборке Chevrolet в России. Сейчас сборку внедорожника Chevrolet-Niva ведет СП GM-АвтоВАЗ, легковые Aveo (класс В), Lacetti (С), Evanda (D) и Rezzo (минивэн) выпускает калининградский "Автотор". А летом компания GM начала строительство собственного автозавода в Петербурге для крупноузловой сборки внедорожников Captiva.

Участники рынка считают, что дополнительное количество Chevrolet будет востребовано. По словам главы центра "Автомир" в Петербурге Виталия Новикова, эти автомобили демонстрируют наилучшую динамику прироста продаж в России. По данным самой GM, за первое полугодие в России было продано на 191% больше автомобилей, чем за аналогичный период 2005 года (без учета Chevrolet-Niva). По мнению независимого эксперта Валерия Тараканова, это объясняется началом поставок в Россию "бюджетной" модели Lanos (стоимостью меньше $10 тыс.), которая собирается на Запорожском автозаводе (ЗАЗ, входит в холдинг "Укравто"). "Решение открыть сборку Lanos в России логично",– говорит господин Тараканов.

Гораздо более сдержанно эксперты высказываются по поводу планов корпорации "Богдан" собирать Aveo и Lacetti. "GM было бы разумнее увеличить объемы сборки этих моделей на 'Автоторе', чтобы снизить себестоимость производства. А в дублировании выпуска одних и тех же машин на разных площадках я не вижу смысла",– отмечает Валерий Тараканов. Участники рынка сомневаются в том, что GM будет переносить сборку Aveo и Lacetti с "Автотора" на завод "Богдан". Калининградское предприятие работает в режиме особой экономической зоны, что дает ему льготы на импорт компонентов без обязательств по локализации (режим промсборки этого не предусматривает). В возможность разрыва контракта с GM не верят и на "Автоторе". Вчера глава совета директоров "Автотор-холдинга" Валерий Соколов заявил Ъ, что "считает GM компанией, которая всегда выполняет обязательства перед партнерами".

ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ, МАРИЯ Ъ-КУЗНЕЦОВА, Нижний Новгород

КоммерсантЪ