19.09.2006

С ветерком и дисконтом. ЗАО "Скай экспресс" планирует до конца года начать полеты в регионы России



К концу октября зарегистрированное в Москве ЗАО "Скай экспресс" планирует получить сертификат эксплуатанта и до конца года начать полеты в регионы России.
В пресс-службе Минтранса "Бизнесу" сообщили, что Ространснадзор изучает возможность выдачи сертификата эксплуатанта ЗАО "Скай экспресс". Согласно заявке "Скай экспресс", компания намерена использовать технологии организации низкозатратных авиаперевозок. Похожий проект сейчас реализует Национальная резервная корпорация (НРК), только свою авиакомпанию она создает не с нуля, а ищет подходящего перевозчика с действующим сертификатом эксплуатанта.
Российские пассажиры познакомились с авиакомпаниями-дискаунтерами совсем недавно, когда в 2003 году рейсы из Москвы в города Германии открыла Germania Express.
Сегодня помимо нее в России работают Germanwings, WindJet и Norwegian Air Shuttle, а в начале 2007 года австрийский low-cost-перевозчик Niki планирует начать перелеты по маршруту Вена-Москва.
В Минтрансе сообщили, что сертификат эксплуатанта "Скай экспресс" получит не ранее конца октября: Ространснадзору необходимо проверить авиатехнику и пилотов авиакомпании. Гендиректор компании Марина Букалова уточняет, что сейчас три самолета Boeing 737, взятые компанией в операционный лизинг, проходят необходимое техническое обслуживание. До конца будущего года "Скай экспресс" рассчитывает довести свой парк до 18 самолетов Boeing 737. "Скай экспресс", по словам Букаловой, планирует свою маршрутную сеть из московского аэропорта Внуково в российские регионы, расположенные в радиусе 3 тыс. км. Пресс-служба Внукова подтверждает эту информацию. Однако Букалова говорит, что с региональными аэропортами переговоров еще не было, и отказалась назвать приоритетные регионы.
"Рейсы из Москвы в регионы - самые прибыльные для региональных авиакомпаний, поэтому именно здесь уже существует жесткая ценовая конкуренция",- отмечает аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. Пресс-секретарь S7 Илья Новохатский добавляет, что "Скай экспресс" может столкнуться с монополизмом региональных авиакомпаний. Букалова уверена, что сможет договориться с аэропортами и получить лицензии. "Мы готовы летать в не самое привлекательноевремя. Я думаю, аэропорт сможет найти для нас такие слоты. Мы будем конкурировать скорее с РЖД, чем с классическими авиакомпаниями",- заявила она "Бизнесу".
Руководитель одной из классических авиакомпаний говорит, что многих трудностей "Скай экспресс" удастся избежать потому, что проектом занимаются Борис и Александр Абрамовичи - руководители авиакомпании "Красэйр" и альянса AiRUnion.
Собеседник поясняет: "К Абрамовичу (Борису Абрамовичу, гендиректору "Красэйр") лояльно настроены чиновники из Росавиации, которые занимаются выдачей лицензий на полеты. Такие лоббистские возможности поспособствуют выходу перевозчика в регионы". В "Красэйр" отрицают причастность своих руководителей к "Скай экспресс". Букалова говорит, что среди акционеров авиакомпании есть частные лица, но среди них нет Абрамовичей.
По ее словам, проект финансирует английская компания Altima Partners и связанные с ней инвестфонды. Кроме того, совладельцем "Скай экспресс" может стать Европейский банк реконструкции и развития, который к 17 октября должен принять решение о выделении $20 млн. О размерах пакетов акций каждого из участников ЗАО Букалова говорить отказалась.
В целом аналитики скептически относятся к возможности создания в России low-cost-перевозчика в текущих условиях.
Олег Судаков из Rye, Man & Gor Securities говорит, что в России еще не созданы условия для введения электронного билета, нет второстепенных аэропортов, выполняя полеты в которые экономят дискаунтеры за рубежом. "Вероятнее всего, со временем перевозчик будет вынужден работать как классическая авиакомпания",- не исключает аналитик.

ИРИНА РУСАНОВА
АННА БАЖИНА

Деловая газета "Бизнес"