19.09.2006

Иностранные крылья Родины



Как стало известно "Бизнесу", Минпромэнерго предлагает открыть дорогу иностранным инвесторам в отечественную авиационную отрасль путем отмены действующего запрета на владение иностранными инвесторами более чем 25% акций российских авиастроительных компаний, а также запрета на владение более чем 49% акций в капитале авиакомпаний. По замыслу чиновников сделки на приобретение активов в этих отраслях должны регулироваться законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности", который будет рассмотрен правительством уже в октябре.

В распоряжении "Бизнеса" оказался проект закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности", который подготовило и внесло в правительство Минпромэнерго. Долгожданный закон призван установить разрешительный порядок приобретения иностранными инвесторами долей в отечественных предприятиях стратегического значения.

В новом законопроекте прямого запрета иностранцам на приобретение акций или долей уставного капитала нет. "Иностранные инвесторы имеют право свободного инвестирования в основной капитал и совершения сделок для установления контроля",- записано в законопроекте. Однако если иностранный инвестор собирается купить более 50% предприятия, он должен получить разрешение специального уполномоченного органа. Этот орган, прежде чем принять решение, проверит организацию на соответствие ряду требований, в том числе наличие права на использование сведений, отнесенных к гостайне, а также на операции с товарами и технологиями, регулируемые законодательством об экспортном контроле. После этого сделка одобряется в безусловном порядке либо с наложением на заявителя ряда требований и обязанностей.

"Нужны ясные и четкие критерии, по которым чиновники будут принимать решение о согласии или отказе, иначе совершенно разные сделки будут подпадать под запрет на установление контроля со стороны иностранных инвесторов",-считает адвокат коллегии адвокатов "Юков, Хренов и партнеры" Денис Новак.

Впрочем, решение об отказе в сделке заявитель может обжаловать в суде.

Однако настоящей сенсацией стало предложение внести поправки в закон "О госрегулировании развития авиации" и в Воздушный кодекс. Наряду с принятием закона об ограничении доступа иностранных инвесторов в отечественные стратегические отрасли чиновники Минпромэнерго предлагают распространить его действие на предприятия авиационной отрасли. Сейчас участие иностранных инвестиций в уставном капитале ограничено 25% для авиастроительных организаций. Воздушным кодексом введен ограничительный порог 49% для авиакомпаний.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что новые правила вызваны необходимостью допуска иностранных инвесторов в размере большем, чем существующий минимальный порог, для реализации ряда проектов, в том числе производства самолетов Sukhoi SuperJet (SSJ), двигателей SaM 146 к SSJ, а также военной авиационной техники в рамках совместных проектов с Индией.

Аналитики и участники рынка положительно оценивают новые нормы, предложенные в законопроекте. По мнению гендиректора Infomost Бориса Рыбака, предыдущий закон препятствовал созданию совместных предприятий. Примером тому может служить совместный проект Eurocopter и завода им. Миля по созданию многоцелевого вертолета Ми38. "Проект был закрыт, потому что у французов было 30% акций, что незаконно и при этом недостаточно для иностранного инвестора",- напоминает Борис Рыбак.

Теперь иностранные инвесторы получат возможность вводить своих представителей в совет директоров и действительно влиять на деятельность компаний. При этом никакой опасности в допуске иностранцев к контрольным пакетам аналитик не видит. "При желании и в рамках действующего законодательства можно получить контроль",- говорит Рыбак.

По его словам, если государственные органы и сами компании будут грамотно себя вести, ничего опасного для рынка это нововведение не несет.

Что касается перевозчиков, по словам Бориса Рыбака, у нас нет совместных предприятий в этой области. "Этот вопрос носит чисто теоретический характер,потому что до сих пор никто такого желания не изъявлял",- говорит Борис Рыбак.

Между тем участники рынка отмечают, что некоторые зарубежные авиакомпании, например немецкая Lufthansa, хотели бы выполнять внутрироссийские перевозки. Открытие свободного доступа иностранных инвесторов в российскую авиацию позволит им без особых проблем покупать отечественные авиакомпании или создавать здесь дочерние. "Если будет открыт внутренний рынок для иностранных авиакомпаний, немногие российские перевозчики выдержат конкуренцию с ними,- говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков.- Та же Lufthansa может купить любую "убитую" авиакомпанию, закупить парк и начать летать. Ничего хорошего нашим авиакомпаниям это не сулит". Сами перевозчики, опрошенные "Бизнесом", не готовы комментировать возможную экспансию иностранных авиакомпаний.

Но очевидно, что укомплектованные еще советскими самолетами российские авиакомпании не смогут полноценно конкурировать с "обрусевшими" иностранными перевозчиками.

АРИНА ШАРИПОВА, АННА БАЖИНА, ИРИНА РУСАНОВА

Деловая газета "Бизнес"