20.09.2006

Чиновники отказались разгрузить ОАО РЖД. Создание "Грузовой компании" может быть отложено



Комитет по реформированию ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) отправил на доработку концепцию ОАО "Грузовая компания" – дочернего общества монополии. Чиновники считают, что с этим "не стоит спешить". В ОАО РЖД надеются на поддержку главы совета директоров компании, вице-премьера Александра Жукова – только он может оставить вопрос о "Грузовой компании" в повестке пятничного заседания совета.

Комитет по реформированию ОАО РЖД (в него входят 32 представителя министерств и ведомств во главе с замминистра транспорта Александром Мишариным) в понедельник отправил на доработку на месяц концепцию создания "Грузовой компании". Между тем, согласно регламенту, одобрение комитета необходимо для вынесения вопроса на рассмотрение совета директоров монополии. Ранее предполагалось, что совет обсудит концепцию "Грузовой компании" 22 сентября.

В ОАО "Грузовая компания" предполагается передать практически весь парк грузовых вагонов ОАО РЖД. Затем большая часть вагонов передается обратно монополии в аренду. Создание "Грузовой компании", которая будет работать на рынке на тех же условиях, что и частные операторы, призвано обеспечить для ОАО РЖД равные с ними конкурентные условия.

Как сообщили Ъ в Минэкономразвития (МЭРТ), претензии к "Грузовой компании" касаются четырех основных вопросов. Во-первых, чиновников беспокоят арендные отношения ОАО РЖД и "Грузовой компанией". "Условия договоров обратной аренды вагонов должны быть прозрачными,– говорят в МЭРТе.– Пока мы разъяснений по этому поводу не получили". Во-вторых, в МЭРТе настаивают на уточнении ключевых пунктов договорных отношений двух компаний. "В ОАО РЖД признают, что условия работы монополии с дочерней компанией будут 'особыми',– поясняют в министерстве.– Мы должны понимать, в чем заключаются эти 'особые отношения' и как они повлияют на конкуренцию на рынке". В-третьих, МЭРТ говорит о необходимости уточнения планов по передаче "Грузовой компании" отдельных видов подвижного состава. "В тех видах перевозок, где у ОАО РЖД отсутствует монополия, нужно отдать "Грузовой компании" все вагоны,– отмечают в МЭРТе.– Например, речь идет о цистернах. Это нужно для исключения перекладывания на ОАО РЖД проблем невыгодных сезонных и точечных перевозок. Эти риски должна нести "Грузовая компания". Мы согласны на постепенный перевод парка, но на оговоренных условиях". И наконец, в МЭРТе опасаются возникновения сговоров между ОАО РЖД и "Грузовой компанией" в отношении подачи вагонов: "Злоупотребления нужно исключить, предусмотрев для этого определенные процедуры защиты грузоотправителя".

"Мы ставили эти вопросы последние три месяца, но ответов не получили",– говорят в МЭРТе. Источник Ъ, близкий к комитету по реформированию, поясняет, что сопротивление ОАО РЖД объясняется позицией "ряда топ-менеджеров производственного блока". "Против чиновников выступает не высшее руководство, а люди из аппарата будущего главы "Грузовой компании", вице-президента ОАО РЖД Салмана Бабаева",– отмечает собеседник Ъ. Впрочем, эти сомнения частично разделяет и президент ОАО РЖД Владимир Якунин. "Я не готов торопиться с изменением концепции,– поясняет он Ъ.– Есть вопросы стратегические, которые волнуют чиновников справедливо, и есть вопросы хозяйственных отношений ОАО РЖД и "Грузовой компании". Они чиновников не касаются". В число "хозяйственных" вопросов Владимир Якунин включает, в частности, договоры ОАО РЖД и "Грузовой компании". Причину демарша чиновников глава ОАО РЖД не комментирует. Однако отмечает, что существует "группа частных операторов подвижного состава, которые активно сопротивляются созданию 'Грузовой компании'". И подчеркивает, что больше всего замечаний поступает от Минтранса и Федерального агентства по железнодорожному транспорту.

При этом глава ОАО РЖД сомневается в легитимности решения комитета по реформированию. "На заседании не было голосования,– говорит господин Якунин.– Там даже не присутствовали необходимые две трети участников. Но в любом случае в ближайшие дни мы продолжим переговоры с чиновниками". В МЭРТе не исключают, что дискуссия будет успешной, поскольку "изменения в документы можно внести за несколько часов". Однако в Минтрансе Ъ напомнили, что создание "Грузовой компании" "не предусмотрено третьим этапом реформы": "Этот вопрос требует всесторонней проработки с точки зрения рисков и создания нормативно-правовой базы". Теперь решение о судьбе "Грузовой компании" должен принять глава совета директоров ОАО РЖД, вице-премьер Александр Жуков. Он, как пояснил Владимир Якунин, может внести вопрос в повестку в обход решения комитета по реформированию.

РЕНАТА Ъ-ЯМБАЕВА, СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

КоммерсантЪ