20.09.2006

Бум с дисконтом. Российским предприятиям придется размещать свои акции по более низкой цене



"Бум российских IPO уже начался, и эта тенденция сохранится в течение следующих лет",– отмечала в своем обзоре рынка первичных размещений за 2005 год компания Ernst&Young. В сравнении с 2004 годом число российских IPO выросло в два раза, а их объем – почти в шесть раз. Отличительной особенностью была и чрезвычайная выгодность размещений. По расчетам "БДО-Юникон", только пять российских компаний, прошедших IPO, разместили свои акции по цене, в пять-десять раз превышающей прибыль на акцию. У остальных это значение – больше десяти, а у шести компаний – больше двадцати, что является очень высоким показателем.

Число размещений в этом году, как ожидается, вырастет в полтора раза, до 18-20. Объем IPO – в основном благодаря "Роснефти" – увеличится более чем в три раза. Хотя без этого самого большого размещения рост объемов оказывается довольно скромным, на уровне 10%. На 2007 год прогнозы экспертов также оптимистичны. Альфа-банк оценивает верхнюю границу рынка IPO в 50 размещений, "Тройка Диалог" – в 40. Объем может составить $13 млрд.

Однако выгодность российских размещений, по мнению аналитиков, может заметно снизиться. Еще весной руководитель группы по сопровождению IPO компании Ernst&Young Пол Мерфи предупреждал, что, несмотря на бурный рост российских IPO, инвесторы теперь будут более избирательными по отношению к российским активам, а их оценки станут заметно строже.

Аналитики Альфа-банка в своем исследовании объясняют, почему поведение инвесторов меняется. Помимо общемировой тенденции к сокращению свободных денег из-за роста ставок вина за охлаждение инвесторов к размещениям лежит на самих владельцах российских предприятий, прошедших IPO. Они слишком мало делали, чтобы оправдать вложенные в их компании средства. В результате лишь пять из 25 российских компаний, прошедших IPO, с 2004 года росли быстрее индекса РТС. "Условный портфель всех акций, размещенных через IPO, вырос бы за этот период на 48%, а индекс РТС дал бы прирост на 86%, бумаги же "Газпрома" – на 185%",– отмечается в докладе. Безусловно, такие цифры заставят любого инвестора снизить доверие к российским IPO. Причины того, что российские компании, осуществившие IPO, увеличивают капитализацию почти в два раза медленнее рынка, по мнению автора доклада Кристофера Уифера, в том, что большинство размещений были осуществлены скорее в интересах их владельцев, чем в интересах предприятий. В 2005 году, по расчетам Альфа-банка, около 55% размещений были осуществлены в интересах основных акционеров. В этом году ожидается примерно тот же уровень, то есть лишь 40% размещений будет осуществлено для развития производства. Причины такого поведения – в желании акционеров диверсифицировать активы или зафиксировать прибыль. А следствием становится сокращение доверия инвесторов. В сочетании с резким увеличением количества IPO это приведет к снижению ажиотажа, который обеспечивал высокую доходность IPO. В результате, по мнению авторов доклада, российским компаниям придется размещать свои акции со значительным дисконтом.

КоммерсантЪ