21.09.2006

Шведы выходят на российские экраны. Viasat запускает спутниковое телевидение



Российский рынок спутникового телевидения впервые привлек внимание крупного западного медиаконцерна. Как стало известно Ъ, в следующем году в России начнет работать шведский спутниковый вещатель Viasat. Эксперты оценивают российский проект Viasat в $50 млн. Появление Viasat в России участники рынка воспринимают как свидетельство качественных изменений российской медиасреды и не исключают, что в ближайшее время здесь появятся и другие западные вещатели.

О выходе на российский рынок одного из крупнейших европейских спутниковых вещателей Ъ рассказал источник, хорошо знакомый с планами компании. По его словам, стратегическое решение о начале спутникового вещания на европейской территории России уже принято. С этой целью, по словам источника, Viasat арендовал на спутнике Sirius 4 два транспондера, направленных на европейскую часть России (информация об этом есть на интернет-сайте SES Americom, владеющей спутником Sirius). Запуск спутника запланирован на весну 2007 года. Это позволит Viasat транслировать на европейской территории России до 30 телеканалов. Урегулирование отношений с госорганами, по мнению собеседника Ъ, не займет много времени: для начала вещания в России, согласно закону "О средствах массовой информации", Viasat не требуется лицензия. В пресс-службе шведского медиахолдинга MTG (ему принадлежит 100% акций Viasat) планы выхода на российский рынок не опровергли, однако отказались обсуждать детали проекта.

Источники, близкие к Viasat, сообщили Ъ о некоторых планах компании. По их словам, скорее всего, при выходе на рынок Viasat будет подключать абонентов по крайне низким тарифам. Планируется, что пакет из 20 телеканалов будет продаваться за $10 в месяц. "В России Viasat наверняка будет проводить такую же маркетинговую политику, как в странах Балтии,– говорит глава телекомпании 'Триколор-ТВ' Дмитрий Волобуев.– Там телекомпания продает оборудование по символической цене, один или несколько долларов. Зато абонентскую плату за достаточно длительный период абоненты должны вносить авансом".

Телекомпания Viasat создана в 1987 году. 100% ее акций принадлежит шведской медиакорпорации Modern Times Group. Viasat полностью или частично принадлежат 19 общедоступных телеканалов и 18 платных. Наиболее известные – развлекательные Viasat Explorer, Viasat History, TV-1000 и TV-3. Через свои спутники компания распространяет сигнал более 20 сторонних каналов. Совокупная аудитория – 86 млн человек в 21 европейской стране. Платными услугами компании пользуются 11,5 млн абонентов в 17 странах. В первом полугодии 2006 года оборот компании составил €1,583 млрд. В число транслируемых телеканалов, по мнению участников рынка, войдет часть программ из "русскоязычного" пакета, доступного зрителям Viasat в Прибалтике. Всего этих каналов 15. Среди них – два спортивных канала Viasat Sport, фильмовые каналы TV 1000 и "TV 1000 Русское кино", научно-популярные History и Explorer.

Бюджет российского проекта Viasat участники рынка оценивают примерно в $50 млн (в эту сумму не входят расходы на рекламу и маркетинг). "Около $10 млн компании придется потратить на организацию инфраструктуры в России: головной и региональные офисы, центр поддержки абонентов и тому подобное. Аренда мощностей спутника сейчас стоит $2-6 млн в год. Если будут дотационные ресиверы, их стоимость составит десятки миллионов долларов",– считает господин Волобуев. По мнению господина Волобуева, проводя агрессивную маркетинговую политику в течение двух-трех лет, Viasat в России сможет набрать до 500 тыс. подписчиков. Примерно столько же сейчас обслуживает единственный российский конкурент шведской компании – "НТВ-плюс".

Аналитики отмечают, что выход в Россию западного телевещателя – свидетельство качественных изменений, которые в последние годы претерпел российский медиарынок. За последние два-три года платное ТВ превратилось в отдельную отрасль медиаиндустрии с годовым оборотом $400 млн и темпами роста 20% в год. "Платное телевидение стало действительно массовым, операторам наконец-то удалось приучить пользователей к качественному платному контенту,– говорит директор аналитического департамента Dresdner Kleinwort Wasserstein Юлий Матевосов.– Я не исключаю, что за Viasat пойдут другие западные вещатели, которые будут привлекать зрителей оригинальностью контента и новыми технологиями вещания, например HDTV (ТВ высокого разрешения.– Ъ)".

Агрессивная политика Viasat, по мнению участников рынка, отразится на всем российском платном ТВ. Причем основными конкурентами Viasat будут операторы кабельного телевидения, начавшие в этом году массированную экспансию в российские регионы. "Теперь им придется скорректировать свои бизнес-планы,– считает аналитик J`Son & Partners Борис Овчинников.– Viasat предлагает по таким же тарифам, как они, сходный набор услуг. Его конкурентное преимущество в том, что сервис будет обеспечиваться там, где нет и, возможно, никогда не будет кабельной инфраструктуры".

Участники медиарынка отмечают, что полноценной конкуренции "НТВ-плюс" Viasat пока составить не может. Особенно если в его пакете не будет федеральных ТВ-каналов (с учетом того, что арендованные транспондеры смогут передавать не более 30 каналов, места для эфирных телеканалов может и не хватить). "Двух транспондеров недостаточно для того, чтобы создать полноценную платформу цифрового телевидения",– говорит глава компании Ascon Александр Силин. "'НТВ-плюс' появление нового игрока затронет не сильно,– согласен господин Овчинников.– Его аудитория пользуется продуктом премиум-класса, платит за услуги около $30, и появление 'бюджетного' конкурента вряд ли изменит его потребительское поведение". В "НТВ-плюс" вчера не стали комментировать планы Viasat.

ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ, ЕВГЕНИЙ Ъ-ХВОСТИК, ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА

КоммерсантЪ