21.09.2006

"Пулково" полетит бразильским маршрутом. Госкомпания предпочла Embraer российским аналогам



Вчера и. о. гендиректора государственной авиакомпании "Пулково" Геннадий Болдырев объявил, что самолеты Ту-134 в парке перевозчика заменят бразильские Embraer 170. Всего "Пулково" собирается взять в лизинг и приобрести десять машин. Это решение, по сути, означает отказ авиакомпании на ближайшие несколько лет от аналогичных российских самолетов – Ан-148 и Sukhoi SuperJet100. Между тем отраслевые эксперты считают, что из-за высоких цен на авиатопливо эксплуатация любых реактивных самолетов этого класса сейчас неэффективна.

"Мы планируем в течение года-полутора заменить все самолеты Ту-134 (сейчас в парке шесть машин.– Ъ),– сообщил вчера журналистам и. о. гендиректора ФГУП 'Пулково' Геннадий Болдырев.– В ближайшее время мы подпишем договор с компанией GECAS об операционном лизинге четырех Embraer 170, они будут приходить с апреля по июнь. А с середины 2007 года планируем приобрести еще пять-шесть таких самолетов". По словам топ-менеджера, возраст лизинговых самолетов – один-полтора года, покупаемые Embraer будут новыми. Лизинговые платежи составят $200 тыс. в месяц. Новый Embraer 170, по словам топ-менеджера, стоит порядка $25 млн. Таким образом, партия из шести машин обойдется "Пулково" в $150 млн.

Выбор Embraer 170 господин Болдырев объясняет экономичностью самолета в сравнении с Ту-134 (расход топлива – 1,5 т и 3,2 т в час соответственно). В России Embraer 170 не сертифицирован. "Пулково" проводит консультации о сертификации самолета, заручившись поддержкой президентской ГТК "Россия" (компании должны слиться до конца октября).

Отметим, что до сих пор в качестве замены Ту-134 "Пулково" и ГТК "Россия" рассматривали отечественные самолеты. В декабре тогдашний и. о. гендиректора "Пулково" Александр Головин даже подписал с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) договор финансового лизинга восьми самолетов Ан-148 с опционом еще на десять машин (сделка не получила одобрения государства). А гендиректор ГТК "Россия" Сергей Михальченко ранее заявлял Ъ, что с 2009 года объединенная компания приобретет не менее десяти самолетов семейства RRJ (сейчас Sukhoi SuperJet100).

В "Пулково" вчера пояснили, что от RRJ компания "в целом отказываться не собирается", но уточнять, когда могут быть куплены самолеты, не стали. По поводу Ан-148 в ИФК признают, что сроки поставки самолетов сдвинулись как минимум на год из-за отсутствия до весны "поддержки проекта со стороны властей". "Это именно то, что мы предсказывали: авиакомпании не могут ждать и будут брать то, что есть на рынке,– пояснил Ъ гендиректор ИФК Александр Рубцов.– Мы не отказываемся от контракта с 'Пулково' и вскоре возобновим переговоры".

Эксперты, однако, полагают, что эксплуатация реактивных самолетов вместимостью 70 мест (к ним относятся и Ан-148, и Embraer 170) сейчас с учетом высоких цен на авиатопливо экономически неэффективна. "Они проектировались, когда стоимость топлива не превышала $300 за тонну",– говорит начальник службы планирования и развития парка воздушных судов "Аэрофлота" Сергей Колтович. По расчетам перевозчика, целесообразна эксплуатация реактивных самолетов вместимостью от 90 кресел, все остальное убыточно. В сегменте 70-местных машин, по словам господина Колтовича, реальной альтернативой Ту-134 считаются более экономичные турбовинтовые ATR 42/72 или Dash 8.

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН; МАРИЯ Ъ-МОКЕЙЧЕВА, Санкт-Петербург

КоммерсантЪ