22.09.2006

Microsoft показал макророст



Кредитный бум и рост доли сетевой торговли на компьютерном рынке привели к резкому росту продажи лицензионного программного обеспечения. По прогнозу IDC, доля "белого" софта увеличилась за год с 13% до 17%. А компания Microsoft, мировой лидер этого рынка, за год (в компании он начинается 1 июля) и вовсе удвоила продажи в России.
Общий объем продаж программного обеспечения Microsoft в России вырос по сравнению с прошлым годом на 72%, при этом динамика продаж компании опережает общие темпы роста российского ИТ-рынка.
Значительная часть объема продаж в 2006 финансовом году, который в компании начинается 1 июля и заканчивается 30 июня, приходится на настольные приложения. Так, предустановленные операционные системы Microsoft Windows XP показали рост 76% по сравнению с прошлым годом, а всего поставщиками персональных компьютеров было продано более 2 млн лицензионных копий операционной системы. Однако самый рекордный рост продаж продемонстрировал пакет Microsoft Office - в прошедшем году прибавка по этой позиции составила 108%.
По словам генерального директора ООО "Майкрософт Рус" Биргера Стена, высоких темпов роста удалось достичь за счет увеличивающейся экспансии в регионы, успешной работы с партнерами и роста количества корпоративных пользователей. Однако аналитики связывают рост продаж компании с кредитным бумом и ростом продаж компьютеров.
"Рост продаж ПО для домашних компьютеров стал возможен из-за широкого внедрения программ кредитования, которые позволяют покупателям не экономить на операционной системе",- полагает аналитик IDC Тимур Фарукшин. Он добавляет, что немалую роль в приросте продаж играет и изменение структуры компьютеров. "Сегодня компьютеры становятся "коробочным" продуктом. На радиорынках ПК покупают все реже, потребитель стал приобретать компьютеры в крупных сетях",- считает Фарукшин.
Сети, конечно, гораздо охотнее, чем рыночные торговцы, предустанавливают на продаваемую технику лицензионное, а не пиратское ПО: операционные системы, приложения и т. п.
Правда, аналитик J'son & Partners Борис Овчинников предостерегает, что кредитные схемы используют не только крупные сети, но и "серые" продавцы, зачастую реализующие компьютеры либо вообще без предустановленных ОС, либо с их пиратскими копиями.
Рост продаж ПО в сетях сказывается и на увеличении доли лицензионных программ в общем объеме продаж софта. По данным IDC/BSA, если в 2004 году этот показатель составлял 13%, то годом позже - уже 17%. Согласно модели, построенной специалистами IDC, к 2009 году уровень пиратства снизится до 77%. Соответственно, "белые" продажи составят уже 23% - почти четверть рынка.
На фоне несущественного снижения доли пиратского ПО (с 87% в 2004 году до 77% в 2009) ИТ-сектор по сравнению с 2004 годом вырастет более чем в три раза (с $9,2 млрд до $30 млрд). Борис Овчинников считает, что доля лицензионного ПО, которая составляет сейчас около 16%, растет уверенными темпами и скорость легализации рынка увеличивается, однако - соглашаясь с Microsoft - отмечает, что рост продаж лицензионного ПО во многом зависит от региональной экспансии. Тимур Фарукшин также считает снижение уровня пиратства важным показателем, однако не стал ставить его на первое место среди прочих факторов, влияющих на увеличение продаж легального ПО. "Если в количественном выражении доля пиратской продукции сократилась даже на 1%, то, учитывая еще и рост рынка, в денежном выражении рост продаж лицензионных программ увеличивается гораздо существеннее",- говорит Фарукшин.

ИВАН МАЦАРСКИЙ

Деловая газета "Бизнес"